U2
«18 Singles»
2006, Universal Island
Вопрос из области арифметики – можно ли адекватно представить 26 лет весьма насыщенной карьеры в 18 песнях, две из которых совсем новые? Ясное дело, где-то придётся юлить и наступать на горло собственной песне, а то и нескольким сразу. Именно этим U2 и занимаются на “18 Singles” – этот сборник не столько рисует портрет группы во всех возможных красках, сколько выдает нам его отредактированную, исходя из нынешних целей и задач музыкантов, версию. Основной упор делается на материал с двух последних пластинок группы, “All that You Can’t Leave Behind” и “How to Dismantle an Atomic Bomb”, который усиленно рифмуется с песнями классического периода U2 середины 80-х, то есть пластинок “War”, “Unforgettable Fire” и “The Joshua Tree”. Жертвой таких жирных намеков на текущий ренессанс группы в первую очередь становится практически весь их материал 90-х годов. С гениального альбома “Achtung, Baby!” представлены всего два сингла (хотя выпущено было целых шесть), а “Zooropa” и “Pop” проигнорированы вовсе. И если с “Pop”, который критики разнесли в пух и прах (при том, что это была одна из интереснейших пластинок 90-х годов), всё более-менее понятно, то за что проигнорировали великую песню “Stay (Far Away, So Close)” с альбома “Zooropa”, не ясно никак – ведь она одна стоит нескольких попавших на “18 Singles” более поздних треков. Списком песен загадки этого сборника не исчерпываются – так, решительно непонятно, какого чёрта довольно бойкий сингл “Elevation” представлен здесь не в своей оригинальной версии, а в какой-то отвратительной смягченной переработке, природа появления которой нигде даже не объяснена. Две новые песни тоже оставляют довольно двойственное впечатление – если дуэт с Green Day “The Saints Are Coming” искренне радует своим мощным барабанным боем и общим воинствующим настроем, то по бледной “Window in the Skies” очевидно, что вся мощь и энергия были исключительно заслугой Green Day. U2, похоже, не планируют менять тот курс на ленивое копирование своих былых заслуг, что они взяли двумя предыдущими пластинками. Их новый курс – их личное дело, но вот к своему без преувеличения великому наследию они могли бы отнестись и с большим уважением.
Darkel
«Darkel»
2006, Prototyp
В последнее время участники группы Air как-то не на шутку разыгрались – в прошлом выпуске «Звукового барьера» мы уже обсуждали созданный ими блестящий сборник “Late Night Tales”, а в феврале месяце в свет выйдет их новый полнометражный альбом “Pocket Symphony”. Где-то в промежутках между этими благородными занятиями один из членов дуэта Жан-Бенуа Дункель успел записать свой первый сольный альбом – правда, если спросить его зачем, он наверняка стушуется и ничего не ответит. Его пластинка звучит по большей части мило, но настолько необязательно, что её могло бы и не быть вовсе. Возможно, именно так звучала бы скроенная на скорую руку компиляция би-сайдов Air, вздумай они выпустить что-то подобное – этакие звуковые мыльные пузыри, весело искрящиеся на солнце, но лопающиеся при первой же попытке посмотреть на них повнимательнее. Любопытные отклонения от привычной «воздушной» темы тут всё же есть – в “Earth” слышен пусть чуть летаргический, но всё же фанк, “At the End of the Sky” и “My Own Sun” выдают в Дункеле большого ценителя невесомой психоделической попсы 70-х, а в открывающей “Be My Friend” и жужжащей “TV Destroy” имеются замечательные соло на синтезаторах. Но в целом это всё-таки не повод – лучше подождать до нового альбома Air, который, по сообщениям очевидцев, вышел краше некуда.
All Saints
«Studio 1»
2006, Parlophone
2006 год оказался особенно урожайным на возрождение британских поп-героев 90-х – сначала после десятилетнего перерыва вместе собрались золотые мальчики из Take That, самой популярной английской группы после The Beatles; теперь вот и девчонки из All Saints решили последовать их примеру. Правда, в отличие от Take That, так и не сумевших заманить Робби Уильямса обратно в группу, All Saints собрали весь оригинальный состав. В принципе, понятно, чего они зашевелились – за пять лет свободного плавания ни сестрички Эпплтон, ни Мелани Блатт с Шезни Льюис не добились особых успехов своими сольными пластинками и выступлениями, в то время как на престоле девичьей поп-музыки плотно обосновались всякие Sugababes и Girls Aloud. All Saints наверняка намеревались отвесить всем этим юным певуньям смачного пинка, сбросив их с вершин хит-парадов. Затея хорошая, но только на деле “Studio 1” наотрез отказался лезть выше сорокового места хит-парада. Где именно группа оступилась, не очень понятно – альбомчик вышел гладким и упругим, ловко выдержав баланс между ночными клубными пульсациями и легкими солнечными мелодиями. С хитами тоже вроде порядок – в самом начале пластинки имеется мощный двойной удар из настоянной на дабе “Rock Steady” и более напористой и резкой “Chick Fit”, а чуть глубже можно найти восхитительно-ритмичный “Headlock” и неожиданно шумный для таких милых девушек “Flashback”. Однако все эти вливания элементов ска и дэнсхолла в холёный поп-саунд All Saints мало помогли делу – возможно, потому, что после блистательного дебюта Лили Аллен таким стилистическим коктейлем мало кого удивишь.
Mary J. Blige
«Reflections (A Retrospective)»
2006, Geffen
Этим сборником гранд-дива современного соул Мэри Джей Блайдж торжественно отчиталась за пятнадцать лет на посту «королевы соул» – данное звание музыкальные критики пожаловали Блайдж сразу после выхода её дебютного альбома “What’s the 411?”. Несмотря на то, что на этой пластинке представлены далеко не все знаменитые хиты Блайдж, она всё равно даёт весьма адекватное представление о том, за что, собственно, певицу короновали – в первую очередь за практически безукоризненный музыкальный вкус и идеальный баланс классики и модерна. Правда, периодически безукоризненный музыкальный вкус певице изменяет – например, тогда, когда она берётся за совершенно чуждые ей по стилистике вещи вроде знаменитой баллады U2 “One”, где она переигрывает совершенно невыносимым образом. Однако на эту ужасную, но, по большому счету, единственную промашку есть такие сногсшибательные номера, как “No More Drama”, превращающаяся в финале в натуральный госпел-хор, или дуэт с Вайклиф Жаном “911”. Плюс к тому здесь есть целых четыре новых трека, один из которых записан совместно с Джоном Леджендом, а другой с рэппером 50 Cent. Более всего прослушивание этого сборника напоминает прогулку по дорогущему ювелирному магазину – всё в нём баснословно дорого, но выглядит и переливается так здорово, что от витрин никак не оторваться.
Total
«: Мой мир»
2006, Мистерия звука
Тихонечко сгинув с глаз долой три-четыре года назад, группа «Тотал» также тихонечко вернулась в режим активности с новым альбомом «Мой мир». Что коллектив жив-здоров, знать отрадно – правда, за время своего молчания никаких новых трюков музыканты так и не разучили. Это всё тот же меланхоличный гитарный рок, положенный на всё те же электронные подложки, что и четыре года назад – правда, как и четыре года назад, неброской музыке «Тотал» по-прежнему свойственно некоторое простецкое обаяние. Они всё так же не уверены, что им хочется поставить во главу угла – гитарную жесть, шебаршение электроники или вокал Марины Черкуновой; в результате у них получается любопытный тройной компромисс, где все противоречивые элементы складываются в некое единое жужжание. Поразительным образом это не кажется недостатком – в том, как неброско и спокойно играют «Тотал», видится какое-то правильное умиротворение. Не взрывы фейерверков, но отблески неоновых огней в залитом ночным дождём стекле – таков гитарный рок «Тотал», и он остаётся неизменным на любых скоростях, будь то в пульсирующем боевике «Попала» или в томной почти что балладе «Круто (Пикуют страсти)». Нельзя сказать, что пока их не было, их сильно не хватало; но когда они вернулись, их, пожалуй что, приятно принять назад.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.