Dolores O’Riordan
«Are You Listening?»
2007, Sony BMG
Со времён последнего, довольно невнятного альбома The Cranberries “Wake Up and Smell the Coffee” прошло целых шесть лет – и всё это время ни о коллективе, ни о его певице Долорес О’Райордан не было слышно вообще ничего. Так что вопрос, вынесенный в заголовок её первого сольника, вполне оправдан – после такого перерыва действительно неясно, слушает ли её кто-нибудь по-прежнему, или все давно о ней забыли. По знакомству с “Are You Listening?” так сразу и не скажешь, стоит ли радоваться возвращению одного из самых ярких и запоминающихся голосов 90-х, или нет – то есть, сам факт её возвращения весьма приятен, но вот альбом оставляет несколько двойственные чувства. С одной стороны, голос Долорес всё так же моментально узнаваем, и поёт она со страстью и энергией. С другой же, довольно масштабным аранжировкам её сольника (тут тебе и скрипки, и взрёвывающие временами гитары, и редкие электронные ритмы) катастрофически не хватает той лёгкости, что и сами The Cranberries растеряли после первых двух альбомов. Наиболее ярко эта дилемма воплотилась в композиции “Stay with Me” – там за таинственным, пунктирным и чрезвычайно красивым куплетом следует грузный припев с синтезаторами с саундтрека к проникновенной широкоэкранной мелодраме и гитарами, порыкивающими ничуть не хуже каких-нибудь Rammstein. Если бы О’Райордан нашла в себе силы отказаться от этих аранжировочных излишеств, то была бы не пластинка, а золото. А так – просто ещё один сольник бывшей певицы из некогда славной, но преждевременно скуксившейся группы.
Oi Va Voi
«Oi Va Voi»
2007, Sony BMG
Признаемся честно – трудно не поддаться обаянию пластинки, начинающейся с сэмпла советской радиостанции, объявляющей о первом полёте человека в космос, и песни про Юрия Гагарина. К счастью, этой лондонской компании есть, чем ещё порадовать слушателей, помимо этого ностальгического куска – их ладная, симпатичная музыка собирается из очень не похожих друг на друга кусочков, которые странным образом уживаются между собой. В конце концов, мы говорим о группе, чьё название переводится с идиш как «О, Боже мой» и музыканты которой сошлись на волне общего интереса к клезмеру – так что уже понятно, что тут кроется что-то особенное. Oi Va Voi ловко сочетают еврейские, восточно-европейские и цыганские мотивы с расслабленной поп-электроникой в духе каких-нибудь Morcheeba – и если иногда их уносит в воды вежливой фоновой музыки (“Look Down”), то это не сильно страшно, поскольку они тут же выдадут что-нибудь яркое и запоминающееся, вроде блестящей композиции “Dissident”, кинематографического фолкового номера с томительными духовыми. Уже после выпуска этого альбома группа пополнила свой состав постоянной вокалисткой и совершенно потрясающей скрипачкой – этим летом вашему покорному слуге посчастливилось побывать на одном из их выступлений. И, знаете, если на следующей пластинке им удастся ухватить ту невероятную энергию, которой они обладают в концерте, это будет просто волшебно.
Bon Jovi
«Lost Highway»
2007, Mercury
Для записи этого альбома Bon Jovi переместились в Нэшвилл, столицу большого американского кантри. От такого хода многие ожидали, что группа с головой кинется в пучину коммерческого кантри, однако получилось немного более неожиданно – “Lost Highway” звучит, словно какая-то кантри-группа изо всех сил пытается изображать из себя группу Bon Jovi. Собственно, в этой лёгкой смене звучания – единственное отличие “Lost Highway” от прочих поздних пластинок Bon Jovi. В остальном это всё тот же лощеный поп-рок с размашистыми припевами и банальными текстами, что и раньше – и, если честно, времена, когда в нём теплилась хоть какая-то живая энергия, уже лет пятнадцать, как прошли. Сейчас это более всего похоже на сверкающую белозубую улыбку, сделанную у дантиста за пару тысяч долларов – гладко, красиво, профессионально, но как-то безжизненно.
Theodor Bastard
«Agoraphobia»
2007, Q-Code
Переиздание одного из ранних альбомов загадочного питерского коллектива. В своей нынешней ипостаси Theodor Bastard исповедуют мистический индастриал-рок – “Agoraphobia” же состоит преимущественно из скрипов, шорохов, стуков, стонов, вздохов и прочих звуков не до конца ясного происхождения. В принципе, дискография Theodor Bastard изобилует подобного рода вывертами – будучи сильнейшим концертным составом, на студийных пластинках они в основном занимаются разного рода нечеловеческими экспериментами со звучанием и формой, «балуя» слушателей то ломаной электроникой, то пугающим нервическим эмбиентом. Мрачный нутряной перестук альбома “Agoraphobia” более всего напоминает творчество других матёрых исследователей звуковых пустот далеко-далеко в стороне от исхоженных территорий – эмбиент-террористов Nurse with Wound или легендарных Coil времён пластинки “Black Light District”. Нельзя сказать, что слушать эти пульсации больного параллельного мира приятно в общепринятом смысле этого слова – но в них всё же есть своё сумрачное, почти помимо воли охватывающее очарование.
Самое большое простое число
«Самое большое простое число»
2007, Снегири
Вот и ещё один привет откуда-то от самых далёких пределов – потрясающий совместный проект питерского электронного дуэта «Ёлочные игрушки» с человеком по имени Кирилл Иванов. Впервые этот проект засветился на прошлогоднем сборнике «Дикие ёлочные игрушки», теперь вот – первый полнометражный альбом. Пластинка жутковатой, но завораживающей красоты – под тягучий, страшный эмбиент «ЕУ» Иванов зачитывает свои сюрреалистические, похожие не то на страшные детские считалочки, не то на телеграммы из подсознания тексты. Из такого простого на первый взгляд рецепта «СБПЧ» делают совершенно удивительные вещи – эта медленная, лишенная всякой ритмической опоры музыка действует подобно психоактивному веществу, проникая в сознание и провоцируя какие-то удивительные изменения восприятия окружающей реальности. Мощная, в общем, вещь. Употреблять с чрезвычайной осторожностью.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.