В ролях: Томас Джейн, Марсия Гей Харден, Лорен Холден, Тоби Джоунс, Андре Браугер, Уильям Сэдлер
Продолжительность – 125 м
Экранизации Кинга – это такая особая разновидность деятельности, к которой киношная братия питает смешанные чувства. С одной стороны, соблазн выступить с историей, которую уже радостно скушали миллионы читателей, весьма велик; с другой, оступиться на этом пути проще некуда. Режиссер «Мглы» Фрэнк Дарабонт – из тех немногих, кто ввязывался в такую авантюру уже не раз и выбирался из неё довольно успешно, однажды даже с «Оскаровскими» номинациями под мышкой. Так что теперь ему Кинг – вполне себе плёвое дело.
«Мгла», однако, мало похожа на прежние заходы Дарабонта на Кинговскую территорию. В ней он, кажется, пытается провернуть ровно тот же манёвр, что когда-то удался Спилбергу в «Мюнхене» – пытается извиниться перед кинематографической вечностью за ту расслабленную медовую благостность, которой были исполнены и «Побег из Шоушенка», и «Зелёная миля». Во «Мгле» нет ни расслабленности, ни благостности – это подчёркнуто мрачное, тяжкое, сухое и сосредоточенное кино, стремящееся не разжалобить зрителя или вознести его ввысь в очистительном катарсисе, а быстро и, возможно, некрасиво, но эффективно двинуть ему под дых и затем повторить манёвр ещё несколько раз. Из противоестественно густого тумана, спустившегося со стороны военной базы в горах и окутавшего маленький городок в любимом Кингом штате Мэн, по версии Дарабонта просто не может быть лёгких выходов. Не только из-за невообразимых чудовищ, что бродят вокруг в тумане, но и из-за тех монстров, что сидят глубоко внутри твоего соседа по очереди в магазине и могут оказаться куда страшнее.
Кинг в своей новелле дарил героям романтически-неопределенный финал, в котором они уезжали в туман с намерением ехать до тех пор, пока не кончится бензин. Дарабонт вместо кинговского многоточия ставит кровавую жирную точку – бескомпромиссный, брутальный финал «Мглы» гарантированно вызовет в публике неоднозначные реакции.
После этакого запросто можно подумать, что перед нами лучшая жанровая работа года – но это, увы, не совсем так. Да, «Мгла» даёт сто очков вперёд практически любому жанровому фильму последнего времени по беспросветности – но одной только идейной мрачностью сыт всё же не будешь. Как кино «Мгла» несколько разочаровывает. Отчасти потому, что Дарабонт делает выбор в пользу совершенно телевизионной манеры съемки – его камера не творит визуальное пространство фильма, а тупо следует за героями, втискиваясь в самую гущу событий. Сам по себе такой приём может быть оправдан, и, скажем, в каких-нибудь «28 недель спустя» подобное визуальное погружение в самую гущу событий срабатывает на ура – но такой как бы общечеловеческой, широкими мазками написанной истории, как во «Мгле», больше бы подошёл другой формат, широкоэкранный. Более того, часто мазки Дарабонта оказываются слишком уж широки – хотя история во «Мгле» на первый взгляд радикально отличается от привычных жанровых стереотипов, при ближайшем рассмотрении выясняется, что персонажи её столь же схематичны, сколь и в самом дурацком слэшере, просто схема у Дарабонта чуть более глубокая.
Вместо вопящей блондинки (которую убьют первой), умненькой брюнетки (добьёт маньяка) и смешного приятеля – здравомыслящий мужик, религиозная фанатичка и неказистый на первый взгляд, но несгибаемый мелкий клерк. Каждый действует четко по предложенной схеме – один сохраняет здравомыслие, другая нагнетает апокалипсические настроения, третий регулярно выручает всех в трудную минуту. Сюрприз только один, в самом финале – но и тот, как уже говорилось выше, несколько неоднозначный. В общем, следует сказать так – за бескомпромиссность, дорогой Фрэнк Дарабонт, большое спасибо, а над остальным ещё работать и работать.
Вердикт Кочерыжкина – мрачный, почти нигилистический, но, к несчастью, основательно недоделанный фильм ужасов.