Главная
>
Статьи
>
«Спиди-гонщик» / «Speed Racer»

«Спиди-гонщик» / «Speed Racer»

29.05.2008
10
Режиссёры: Ларри и Энди Вачовски
В ролях: Эмиль Хирш, Кристина Риччи, Джон Гудман, Сьюзэн Сэрэндон, Мэттью Фокс, Роджер Аллам, Поли Литт, Бенно Фёрман, Морис Бляйбтрой, Ричард Раундтри
Продолжительность – 129 м



«Спиди-гонщик» / «Speed Racer»

Кажется, братьям Вачовски не повезло. Точнее, нет – страшно не повезло. Им, по убеждению публики, нужно было за многое оправдаться – за две последние «Матрицы», за «В значит вендетта», за вторжение в фильм «Вторжение», за смену пола, наконец. А что сделали они? Ничего особенного, всего лишь пошли на потенциально суицидальный кульбит – экранизировали старинный японский мультсериал про гонщика, сохранив предельную верность оригиналу. То есть, сделав гиперактивный, психоделически-красочный, почти что галлюциногенный компьютерный мультик со всунутыми внутрь живыми актерами.


«Спиди-гонщик» / «Speed Racer»

Похожая история имела место двумя годами ранее с фильмом «Ультрафиолет» режиссера Курта Уиммера, на который «Спиди-гонщик» похож чрезвычайно – с той лишь разницей, что он раз в десять безумнее и стоил 120 миллионов долларов. Режиссера Уиммера, при гораздо меньшем внимании к его персоне и фильму, никто за «Ультрафиолет» по головке не погладил – критика была такая убийственная, что следующую работу режиссер Уиммер искал три года. Вачовски же, проделавших это на глазах всего цивилизованного мира, просто порвали на части – и критика, устроившая «Спиди-гонщику» образцово-показательную травлю, и зритель, отказавшийся голосовать за него долларом.


«Спиди-гонщик» / «Speed Racer»

На самом деле, чего все так взбеленились, не очень понятно. Не сказать, что Вачовски создали что-то совсем беспрецедентное – скажем, тот же Роберт Родригес давно экспериментирует с таким вот совершенно искусственным кино, приспосабливая его возможности к различным жанровым нуждам. Он воплотил на экране комикс в «Городе грехов», с той же пугающей буквальностью, что и Вачовски по отношению к аниме, и я что-то не припомню, чтобы кто-то в его адрес дружно бухтел. Да и схожий со «Спиди» галлюцинаторный идиотизм, пусть и не в той дикой, что у Вачовски, концентрации, Родригес уже трижды вполне успешно выдавал за детское кино в «Детях шпионов». С другой стороны, есть «Беовульф» Земекиса – выполненный в несколько иной технологии, конечно, но дело в данном случае в другом. Ведь если бы вместо пусть и здорово, но всё же обрисованной на компьютере голой Анджелины Джоли из воды поднималась настоящая Джоли, даже вписанная в полностью искусственную реальность – это было бы в разы, в килотонны круче. И Вачовски прекрасно это понимают, и заставляют своих актёров корчить мультипликационные рожицы, превращая их в мультик не с помощью компьютера, а по живому.


«Спиди-гонщик» / «Speed Racer»

Впрочем, кое в чём Вачовски и правда пошли дальше и Родригеса, и Земекиса, и Зака Снайдера с его «300 спартанцами» и вообще всех – их фильм настолько максимально очищен от весомой смысловой нагрузки, насколько это только возможно. Нет, тут есть и сюжет, и центральная идея, и неожиданные повороты, но это всё осознанно играет не вторую даже, а какую-то четвёртую скрипку при чистом аудио-визуальном переживании. То есть, это, конечно, никакое кино, это какая-то иная форма искусства. Называть это можно по-разному – и триумфом дизайна, и чистым аттракционом, или даже, как полушутя говорят положительно настроенные западные критики (которых практически единицы), самым дорогим авангардным фильмом в истории кино. Всё так. И всё это совершенно не мешает «Спиди-гонщику» захватить зрителя и вышибить из него дух. Главное правильным образом настроиться на то, что с вами сейчас произойдёт. Не ждать интеллектуальных глубин, не рассчитывать на долгие споры о содержании после – а просто повторять про себя «Сейчас со мной будут говорить адские леденцы», как мантру, и всё будет отлично.

Вердикт Кочерыжкина – удивительное аудио-визуальное безумие на два часа – не кино ни разу, но всё равно страшно весело.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать