2008, Parlophone
Любопытно, как время порой расставляет всё на свои места. За те десять лет, что прошли после распада английского коллектива The Verve, грянувшего по горячим следам их самого большого успеха с альбомом “Urban Hymns”, стало как-то отчетливо ясно, что The Verve всегда были хороши немножко не тем, что приписывалось им в качестве величайших достижений. Самые успешные их хиты – величественная композиция “Bittersweet Symphony” и эпическая баллада “The Drugs Don’t Work” – были скорее попытками The Verve втиснуться в строгие песенные рамки брит-попа, нежели логическим развитием их необъятного, размером с целое небо гитарного звучания.
Собственно, именно это противоречие между простым и доступным песенным мелодизмом (на чьей стороне был фронтмэн Ричард Эшкрофт) и безразмерными звуковыми ландшафтами (за которые отвечал гитарист Ник МакКейб) и разорвало группу в своё время на части. МакКейб после распада группы пропал с музыкального горизонта на десяток лет, а Эшкрофт, будто бы в доказательство верности своей доктрины, записал целых три сольных пластинки, сплошь забитых простым и доступным песенным мелодизмом. Доказать получилось ровно обратное – все три альбома довольно неприятно провалились. И теперь на “Forth”, первом альбоме воссоединившегося в прошлом году коллектива, The Verve демонстративно идут в противоположном, мак-кейбовском направлении – и даже сам Эшкрофт, кажется, топает следом без особенных возражений.
За вычетом великолепного первого сингла “Love is Noise” на “Forth” почти нет хитов в привычном понимании этого слова – большая часть пластинки отдана под пространные, завораживающие джемы, никак не желающие ограничиваться шестиминутной отметкой. Впрочем, даже когда Эшкрофту позволяют – трижды за альбом – дать волю своим балладным инстинктам, результаты получаются на голову выше всего, что было на его альбомах вроде “Keys to the World”. Отчасти потому, что он и сам очень старается (заключительная “Appalachian Springs” может поспорить по красоте мелодии с любой балладой золотого периода The Verve); но ещё и благодаря остальным музыкантам, которые уверенно вносят достаточно разнообразия в звучание песен. Упругий рокочущий бас Саймона Джонса, многослойные гитарные эффекты МакКейба, то воющие на заднем плане, то перекликающиеся на разные голоса – всё это приходит на помощь, когда Эшкрофт наливает слишком уж густого мелодического сиропа (как, например, в “Rather Be” или “Valium Skies”).
По “Forth” вообще кажется, что главные герои этой пластинки – именно те три человека, что остались в тени после распада группы; чёткий, надежный барабанщик Сэйлсбери, гибкий басист Джонс и, конечно, фантастически талантливый гитарист МакКейб. Почти все песни на этом альбоме – в первую очередь про то, как их инструментальные партии сплетаются в яркие, клубящиеся психоделические полотна звука; и это было, пожалуй, самым правильным решением, какое The Verve только могли принять. Ведь именно с такого звучания они начинали в первой половине 90-х, и вернуться к нему на альбоме-возрождении было вполне логично.
Впрочем, на “Forth” есть не только воссоединение группы со своим прошлым, но и возможный кусочек их будущего. Примерно в середине пластинки стоит восьмиминутный эпос “Noise Epic”, рокочущий номер, в котором The Verve сначала разгоняют свой гипнотический транс до более значительных скоростей, а потом, за полторы минуты до конца, и вовсе безо всякого предупреждения врубают вдруг самую последнюю передачу. Джонс и Сэйлсбери смыкаются в оглушительном и стремительном груве, МакКейб уходит в невероятный стратосферный отрыв, а Эшкрофт заходится в совершенно шаманском приступе – и если сделать погромче (а не сделать никак нельзя), самые последние громоподобные секунды окончательно отрывают слушателю голову. Было бы здорово в будущем почаще слышать The Verve именно такими – яростными, неудержимыми, мчащимися вперёд с таким напором, что за ними просто обязана оставаться пылающая колея. Впрочем, не будем просить многого – одно то, что у нас вообще есть возможность слышать их новое творчество, уже невероятно круто.
(И да, кстати – на их MySpace новый альбом выложен целиком. Наслаждайтесь).
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове