Главная
>
Статьи
>
The Verve «Forth»

The Verve «Forth»

25.08.2008
13

2008, Parlophone

Группа The VerveЛюбопытно, как время порой расставляет всё на свои места. За те десять лет, что прошли после распада английского коллектива The Verve, грянувшего по горячим следам их самого большого успеха с альбомом “Urban Hymns”, стало как-то отчетливо ясно, что The Verve всегда были хороши немножко не тем, что приписывалось им в качестве величайших достижений. Самые успешные их хиты – величественная композиция “Bittersweet Symphony” и эпическая баллада “The Drugs Don’t Work” – были скорее попытками The Verve втиснуться в строгие песенные рамки брит-попа, нежели логическим развитием их необъятного, размером с целое небо гитарного звучания.

Собственно, именно это противоречие между простым и доступным песенным мелодизмом (на чьей стороне был фронтмэн Ричард Эшкрофт) и безразмерными звуковыми ландшафтами (за которые отвечал гитарист Ник МакКейб) и разорвало группу в своё время на части. МакКейб после распада группы пропал с музыкального горизонта на десяток лет, а Эшкрофт, будто бы в доказательство верности своей доктрины, записал целых три сольных пластинки, сплошь забитых простым и доступным песенным мелодизмом. Доказать получилось ровно обратное – все три альбома довольно неприятно провалились. И теперь на “Forth”, первом альбоме воссоединившегося в прошлом году коллектива, The Verve демонстративно идут в противоположном, мак-кейбовском направлении – и даже сам Эшкрофт, кажется, топает следом без особенных возражений.

За вычетом великолепного первого сингла “Love is Noise” на “Forth” почти нет хитов в привычном понимании этого слова – большая часть пластинки отдана под пространные, завораживающие джемы, никак не желающие ограничиваться шестиминутной отметкой. Впрочем, даже когда Эшкрофту позволяют – трижды за альбом – дать волю своим балладным инстинктам, результаты получаются на голову выше всего, что было на его альбомах вроде “Keys to the World”. Отчасти потому, что он и сам очень старается (заключительная “Appalachian Springs” может поспорить по красоте мелодии с любой балладой золотого периода The Verve); но ещё и благодаря остальным музыкантам, которые уверенно вносят достаточно разнообразия в звучание песен. Упругий рокочущий бас Саймона Джонса, многослойные гитарные эффекты МакКейба, то воющие на заднем плане, то перекликающиеся на разные голоса – всё это приходит на помощь, когда Эшкрофт наливает слишком уж густого мелодического сиропа (как, например, в “Rather Be” или “Valium Skies”).

По “Forth” вообще кажется, что главные герои этой пластинки – именно те три человека, что остались в тени после распада группы; чёткий, надежный барабанщик Сэйлсбери, гибкий басист Джонс и, конечно, фантастически талантливый гитарист МакКейб. Почти все песни на этом альбоме – в первую очередь про то, как их инструментальные партии сплетаются в яркие, клубящиеся психоделические полотна звука; и это было, пожалуй, самым правильным решением, какое The Verve только могли принять. Ведь именно с такого звучания они начинали в первой половине 90-х, и вернуться к нему на альбоме-возрождении было вполне логично.

Впрочем, на “Forth” есть не только воссоединение группы со своим прошлым, но и возможный кусочек их будущего. Примерно в середине пластинки стоит восьмиминутный эпос “Noise Epic”, рокочущий номер, в котором The Verve сначала разгоняют свой гипнотический транс до более значительных скоростей, а потом, за полторы минуты до конца, и вовсе безо всякого предупреждения врубают вдруг самую последнюю передачу. Джонс и Сэйлсбери смыкаются в оглушительном и стремительном груве, МакКейб уходит в невероятный стратосферный отрыв, а Эшкрофт заходится в совершенно шаманском приступе – и если сделать погромче (а не сделать никак нельзя), самые последние громоподобные секунды окончательно отрывают слушателю голову. Было бы здорово в будущем почаще слышать The Verve именно такими – яростными, неудержимыми, мчащимися вперёд с таким напором, что за ними просто обязана оставаться пылающая колея. Впрочем, не будем просить многого – одно то, что у нас вообще есть возможность слышать их новое творчество, уже невероятно круто.

(И да, кстати – на их MySpace новый альбом выложен целиком. Наслаждайтесь).

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Рекомендуем почитать