Режиссер — Михаил Пореченков В ролях: Михаил Пореченков, Александра Урсуляк, Варвара Пореченкова, Виктор Вержбицкий, Михаил Трухин Продолжительность — 100 м
Конечно, с некоторой точки зрения это вызывает невольное уважение. Чтобы вот так взять и на голубом глазу выйти вместо Шварценеггера в дословном почти римейке одного из его главных фильмов — для такого надо, и правда, обладать некоторой нешуточной смелостью. Правда, такое уважение возможно только в теории — на практике после «Дня Д» в адрес всех участников мероприятия начинаешь испытывать совершенно иные эмоции.
Вообще, переделать «Коммандо» в несколько комическом ключе под актуальные нужды времени — мысль сама по себе не сказать что совсем уж бесперспективная. Имеющийся конечный результат, однако, вызывает нешуточную оторопь — переделка была выполнена скорее не в комическом, а в предельно кретиническом ключе, причем настолько, что совершенно неясно, куда после него бежать и кому задавать гневные вопросы. Хоть какую-то веру в разумное среди создателей «Дня Д» можно сохранить только при предположении, что сценаристы братья Пресняковы, герои «новой драмы», написали для фильма предельно злобный и язвительный пародийный сценарий, а его потом, ничего не заметив, экранизировали с самыми серьёзными лицами. Если же отбросить и этот вариант, то не остаётся иного выхода, кроме как признать «День Д» грандиозной, чудовищных совершенно масштабов халтурой, каковой наше кино не видывало, пожалуй, со времён пика творческой активности кинорежиссера Анатолия Эйрамджана.
Будь «День Д» снят лет десять назад, к нему было бы гораздо меньше вопросов. Тогда можно было бы хоть как-то оправдать тот факт, что предположительно зрелищный боевик снят столь беспомощно — без малейшего намека на какой-то собственный визуальный стиль, без динамики и энергии, в конце концов, даже без чёткого понятия о едином пространстве, в котором разворачиваются события. В смысле, что тогда, десять лет назад, при практически отсутствующей киноиндустрии, ещё можно было делать скидки на умилительную криворукость и благие намерения при полнейшем отсутствии опыта. Сейчас же подобная косолапая небрежность выглядит вызывающе пренебрежительно по отношению к зрителю. Ведь даже какой-нибудь «Код апокалипсиса», при всех его понятных и многочисленных недостатках сценарного и идеологического характера, тем не менее, умудряется довольно вменяемо и пристойно выглядеть, хотя бы на уровне проработки изображения и ясности происходящих событий. Впрочем, постановочная беспомощность фильма — это ещё полбеды; настоящий караул начинается, если сунуться в, с позволения сказать, идеологическую начинку. Уж не знаю, чья это заслуга — то ли это такой инфернальный юмор братьев Пресняковых, то ли глубокие убеждения центральной звезды картины, но в «Дне Д» создан такой богатый коллективный портрет врагов земли русской, что закачаешься. Тут собрана прямо-таки полная энциклопедия русской народной ксенофобии — и прибалты с их акцентами и шпротами, и подлые азиаты, до сих пор затаившие злобу на Россию из-за спорных островов, и НАТО, и даже испортивший наших детей поганый артхаус по телевизору. Не хватает только грузин — но это, видимо, издержки длиннот производственного цикла; создатели попросту не успели должным образом отреагировать на изменившуюся политическую ситуацию. После всего этого только и остаётся, что схватиться за голову и тоненько завыть. Впрочем, говорят, фильм «Тот, кто гасит свет» — ещё хуже. Пока в это поверить трудно, но я верю в отечественных кинематографистов — они готовы сколько угодно обгонять друг друга на пути в бездну.