Главная
>
Статьи
>
«Операция «Валькирия»»/ “Valkyrie”

«Операция «Валькирия»»/ “Valkyrie”

02.02.2009
18

Режиссер — Брайан СингерОперация Валькирия
В ролях: Том Круз, Билл Найи, Том Уилкинсон, Кеннет Брана, Теренс Стамп, Кевин МакНелли, Карис вон Хаутен, Эдди Иззард, Томас Кретчманн
Продолжительность — 120 м

Нацизм — штука страшно киногеничная. Это вам практически любой режиссер подтвердит, даже Федор Бондарчук . Теперь вот очередь расписаться в своей любви к нацистской эстетике дошла и до Брайана Сингера, уже в своё время отработавшего тему латекса и кожи в обтяжку в двух частях «Людей Икс». Упражнение в тематическом дизайне, надо сказать, у Сингера вышло практически безупречным — с фильмом в целом же ситуация оказалась не столь однозначной.

Для погружения в мир портупей, галифе, фуражек и черных перчаток Сингер выбрал не самую широко известную главу из истории нацистской Германии — о том, как верхушка Вермахта вступила в заговор с целью устранить Гитлера и спасти Германию от неминуемого, как им казалось, уничтожения силами cоюзников. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл полковник фон Штауфенберг (Круз), потомственный дворянин, человек, потерявший на войне глаз, одну руку и три пальца на второй. Именно Штауфенбергу, вхожему в ближайшее окружение Гитлера, было поручено получить подпись фюрера под новой версией операции «Валькирия», переписанной заговорщиками таким образом, чтобы после успешного убийства Гитлера получить с её помощью полный контроль над Берлином. Он же должен был пронести взрывчатку в бункер Гитлера.

Сингер, большой мастак по выжиманию напряжения из самых будничных событий, пользуется предлагаемыми этой историей возможностями по полной. Ключевые сцены, вроде того же подписания, проработаны с дьявольским вниманием к каждой детали, от чего саспенс конденсируется почти сам собой, в каких-то нечеловеческих пропорциях. Чтобы как следует пощекотать зрителю нервы, подойдёт всё — некстати раздавшийся телефонный звонок, переставленный портфель, неожиданно открывшаяся дверь. В этих сценах «Валькирия» работает, как безупречно собранный часовой механизм, безжалостно отсчитывающий последние секунды перед взрывом бомбы. Правда, это едва ли половина фильма — а в остальной части дела идут, скажем так, чуть менее хорошо. Увлекшись внешней атрибутикой — коридорами, кабинетами, интерьерами, профилями, силуэтами, зеркалами — Сингер как будто немножко забыл, что фильму неплохо бы иметь и какое-то внутреннее содержание, не сводящееся к простому пересказу событий. В результате выходит вот что: в воздухе разлита тревога, прилежно поскрипывает кожаное обмундирование, именитые актеры убедительно волнуются и все страшно элегантны в форме, но какой-то малости, ерундовой по размеру, но страшно важной детали всё равно не хватает. Крохотный часовой механизм внутри «Валькирии» пашет, как зверь, но вхолостую — ему не за что зацепиться со всем остальным, чтобы, наконец, сщелкнулось, и из маленькой стильной бомбочки собрался бы более крупный, точный и, главное, нужный механизм великого фильма о войне. Что, впрочем, не повод отрицать настоящий талант часовщика Брайана Сингера. Просто вместо потенциального шедевра ремесла он сотворил безделушку. Да — изящную, спорую, ладную, удобно помещающуюся в руке — но безделушку.

Вердикт Кочерыжкина — экранизация главы из учебника истории, выполненная стильно, профессионально и очень поверхностно.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать