Режиссер — Тони Гилрой
В ролях: Клайв Оуэн, Джулия Робертс, Том Уилкинсон, Пол Джаматти
Продолжительность — 125 м
Любовь как шпионская интрига, с неожиданными поворотами, постоянным взаимным недоверием и мрачными тайнами, сокрытыми за внешней невинностью участников — довольно здоровская метафора, если разобраться. Именно на ней режиссер Тони Гилрой, сценарист всех «Борнов», и строит свой новый фильм «Ничего личного» — и выкатывает нам кино, про которое на данный момент неосмотрительно кажется, что лучше него в плане виртуозного и умного развлечения в этом году ничего и не было.
Одна из главных хитростей фильма — в том, что его совершенно необязательно воспринимать как историю про любовь. Схожий трюк в своё время проделывал Даг Лайман в «Мистере и миссис Смит» — если кому-то хотелось видеть в фильме просто комический боевик про киллеров с двумя смазливыми звёздочками в главных ролях, то Лайман им не только не мешал, но и всячески способствовал. Так и Гилрой — взявшись за фильм про сложносочиненную аферу, честно путает следы, закручивает интригу, расставляет тут и там ловушки, ломает хронологию, напускает туману, заставляет героев несколько раз произносить один и тот же текст при разных обстоятельствах. Поместив интригу в мир косметических корпораций, Гилрой также получил отличную возможность снова проехаться по любимой корпоративной теме, отчетливо проступившей ещё в его дебютном «Майкле Клейтоне» — ведь это же такая глупость, если вдуматься, тратить неимоверную кучу финансовых и человеческих ресурсов на аферу, в центре которой находится какой-нибудь крем для рук.
Гилрой большой молодец не только тем, что придумал и грамотно разыграл в фильме интереснейшую интригу — ему также свойственен несколько старомодный и всё реже встречающийся в последнее время подход к режиссуре. Выходя на разговор со зрителем, он не пытается делать ни одну из многих вещей, часто неуловимо раздражающих в его современных коллегах. Он не старается произвести мимолётное впечатление, пиная под тобой стул или вытаскивая с загадочным лицом кролика из рукава, он не читает нотации и не красуется, не стремится стукнуть по голове или выпрыгнуть из-за угла с криком «Бу!» Скорее, он видит в своём зрителе равного собеседника, с которым он вступает в долгий интересный и не самый простой разговор, будучи уверенным в том, что зритель в состоянии уследить за ходом его мысли и оценить его. Эти спокойная уверенность и доверие к зрителю добавляют его и без того увлекательному и динамичному фильму некоторой весомости. Плюс в нём, кажется, потихоньку зреет настоящий мастер финального кадра — как и в случае с «Майклом Клейтоном», венчавшимся феноменальным долгим планом лица Джорджа Клуни, который был один едва ли не выразительнее всего фильма в целом, так и «Ничего личного» завершается моментом одновременно деликатным и проникновенно-сильным. Мастерски поставленной точкой в мастерски выполненном фильме. Браво, мистер Гилрой. Именно такого кино нам сейчас страшно не хватает.
Вердикт Кочерыжкина — виртуозная взрослая шпионская комедия, одновременно являющаяся, пользуясь терминологией журнала «Афиша», великим фильмом о любви