Про группу Rammstein за все проведённые с ними рука об руку годы стало отчетливо понятно всё самое важное. Что группа Rammstein — это в первую очередь такой замечательный странствующий цирк с пиротехническими наклонностями, в котором собственно музыка играет немножко второстепенную роль, работает поводом для изобретения свежих огнеопасных номеров. Всем, кто сомневается в правомерности такой постановки вопроса, рекомендуется ознакомиться с двумя версиями композиции «Mein Teil» — сначала с альбомной, а потом с концертной, где клавишника Флаке поджаривают на медленном огне в котле прямо на сцене. После такого эксперимента вопрос о том, какая из этих версий более угодна вечности, отпадёт сам собой.
Более того, все прочие заметные таланты Rammstein (тематическое бесстрашие, грандиозный черный юмор, склонность к замечательному осознанному похабству) тоже лежат несколько за пределами музыкальной плоскости. Если в разговоре об очаровательном новейшем сингле «Pussy» оставить за скобками бодро выходящее за всяческие рамки видео Йонаса Акерлунда и ехиднейший текст, у нас останется просто очередная песня группы Rammstein, примерно такая же, как штук двадцать до неё, и ещё штук двадцать после. Если, конечно, у ребят не возникнет никаких проблем со здоровьем, огнём, отношениями внутри группы, запрещенными веществами и прочими радостями немолодых работников индустрии развлечений.
Собственно, в такой системе координат новые студийные пластинки Rammstein с некоторых пор превратились в такие рудиментарные, но досадно необходимые мероприятия — надо же где-то брать звуковые подложки для новых пиротехнических выкрутасов. Восприятие этих пластинок сводится к набору простейших вопросов. Выдержана ли классическая формула фирменного звучания Rammstein? Есть ли случаи приятного отхода от этой формулы? И хватает ли здесь просто мощных и запоминающихся песен? «Liebe ist fur alle da» на все эти вопросы отвечает немедленным и громогласным «Ja!» — это действительно самая сильная и интересная пластинка с, чёрт, может, самого появления группы.
Да, это всё тот же механизированный гитарный индастриал, сдобренный фантастически-запредельным низким вокалом Тилля Линдемана. Другими словами, всё тот же Ramstein, что и всегда (чтобы мы об этом вдруг не забыли, они чуть ли не половину открывающей песни «Rammlied» угрожающе скандируют «Ramm — stein!»). Но штука в том, что в песни этой пластинки напихано достаточно милых странностей и неожиданных звуковых решений, чтобы вся эта металлургическая машинерия вновь зазвучала свежо и интересно. То тут, то там в самый неожиданный момент в размеренный гитарный рёв вклинивается громогласный духовой оркестр, раздувающий Rammstein’овский индастриал чуть ли не до вагнеровских пропорций. Клавишник Флаке вплетает синтезаторные партии, транслирующие то Depeche Mode, то готический орган, то заставку к радиопередаче «Пионерская зорька». Гитары срываются на соло, звучащие, как взбесившаяся сирена воздушной тревоги. «Haifisch» похожа на индустриальный ремикс песни, которая подошла бы и советской телепередаче «Кабачок 13 стульев» (причем венчается этот ремикс партией арфы); «Buckstabu» рвёт барабанные перепонки чистой звуковой агрессией; в заглавном треке за три с половиной минуты исполняется что-то вроде симфонии в стиле прогрессив-рок. Ну, и самое главное — в концерте, сыгранном с огоньком, всё это будет звучать раза в три грандиозней. Желать большего от новой пластинки группы Rammstein, наверное, в принципе можно — но это была бы затея из той же серии осмысленности, что просить группу немедленно, сию секунду установить мир во всём мире.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31