Режиссер — Джейсон Рейтман
В ролях: Джордж Клуни, Вера Фармига, Анна Кендрик, Эми Мортон, Мелани Лински, Дэнни МакБрайд, Джейсон Бейтман, Дж.К. Симмонс, Зак Галифианакис, Сэм Эллиотт
Продолжительность — 114 мин
Острая злободневная сатира и искренняя сентиментальность — вещи вроде бы немного немыслимые в рамках одного и того же произведения. Острота и злободневность имеет тенденцию аннулировать чистосердечность, и наоборот — так что совмещать две подобные интонации рискуют немногие. Джейсон Рейтман рискнул — и, судя по тому, что у него вышло в фильме «Мне бы в небо», ещё через пару-другую картин этот
Про Рейтмана, выросшего в семье двух режиссеров, и раньше было понятно, что кино у него в крови. На его счету и злая корпоративная сатира «Здесь курят», и прекрасная «Джуно», принесшая ему номинацию на «Оскар». В «Джуно» он сумел довольно тонко вывести на экран мир подростка, но «Мне бы в небо» — это уже совсем взрослый разговор о взрослых вещах. Причем интересно вот что — если некоторые режиссеры предпочитают работать кто молотом, а кто рубанком (в метафорическом, разумеется, смысле), то Рейтман, кажется, оперирует чем-то вроде пинцета часовщика. Раскручивая драму о наёмном специалисте по увольнениям сотрудников, ангелом смерти реющем в мягком кресле первого класса над пост-кризисной Америкой, Рейтман работает на уровне мельчайших нюансов, каких-то почти незаметных движений лица и души, в которых, как выясняется, правды гораздо больше, чем в любых широких жестах или громких возгласах. Несколько раз фильм, будто дразнясь, на цыпочках зависает в миллиметре от какого-нибудь прожженного сюжетного или драматургического клише — но Рейтман каждый раз мастерски уводит и персонажей, и фильм в сторону, не давая им скатиться в чересчур эмоциональное «мыло». (В эти моменты прямо чувствуешь, как режиссер весело подмигивает тебе с экрана — мол, что, испугались, да?)
Трио актёров, на которых держится фильм, потрясающе чутко отзываются на требования режиссера задействовать самые тонкие настройки. Клуни, известный своим непревзойденным талантом включать идиота («О, где же ты, брат?», «После прочтения сжечь», «Безумный спецназ»), здесь виртуозно играет одними только глазами, бровями, улыбками. Вера Фармига фантастически тепло улыбается, но сохраняет настороженный взгляд; у застегнутой на все пуговицы идеальной Анны Кендрик в напряженные моменты начинают предательски кривиться губы. Когда они втроём садятся обсудить представления об идеальных мужчинах, на экране на наших глазах начинается чудо на несколько минут — сцена, в которой три человека сидят за столом и разговаривают, искрит каким-то совершенно невероятным образом.
Да, конечно, если никто из этих троих не попадёт в список номинантов на «Оскар», это будет почти катастрофой (в идеале там самое место всем троим), но главный человек, которому «Мне бы в небо» принадлежит со всеми потрохами, для которого оно почти настоящий триумф — это всё-таки именно Рейтман. Единственное, что можно поставить ему на вид — это пристрастие к излишне трепетным американским инди-песенкам, будто бы переехавшим в фильм из «Джуно». Но, если разобраться, даже у использования такой музыки есть своя стратегическая цель — включая время от времени такой вот мечтательно-бездумный саундтрек, Рейтман виртуозно обманывает зрителя, делая вид, что его фильм легкомысленнее и проще, чем он есть на самом деле. Быть может, про самого Рейтмана по «Мне бы в небо» ничего не становится особо понятно. Кто он — циник, искренне разделяющий философию одиночки героя Клуни, выступающего с мотивировочными лекциями о том, как приобретения и связи, как материальные, так и человеческие, только задерживает человека в его вечном стремлении вперёд? Или всё же романтик, для которого финальная мысль о том, что каждому в жизни необходим второй пилот (блистательным образом озвучиваемая героем Клуни засомневавшемуся было будущему мужу своей сестры в комнате для обучения дошколят), намного важнее? Разбираться в этом, на самом деле, совершенно необязательно — ведь именно эта неопределенность и делает «Мне бы в небо» столь удивительным фильмом, попадающим в самую точку и в плане цинизма, и в плане романтики.
Вердикт Кочерыжкина — прекрасная человеческая драма, разыгранная на самом виртуозном уровне; фильм, с удовольствием обсуждать который можно очень, очень долго