Режиссеры — Альберт и Аллен Хьюз
В ролях: Дензел Вашингтон, Гэри Олдман, Мила Кунис, Том Уэйтс, Малколм Макдауэл, Майкл Гэмбон, Дженнифер Билз
Продолжительность — 118 мин
Братья Хьюз — странные ребята. Стартовав в
История об одиночке, несущем свет разума и порядка сквозь разрушенный человеком мир, для большого кино не новость (скажем, Кевин Костнер когда-то грандиозно срезался на этой теме со своим про-демократическим эпосом «Почтальон»). В «Книге Илая» всё тоже довольно привычно — немногословный герой, выжженные пейзажи, снятые со знакомой по «Из ада» фотоальбомной избыточностью, мародерствующие банды, человек человеку волк.
Первые примерно полчаса, пока ещё неясно, какую конкретно книгу странник Илай (Вашингтон) несёт на Запад, братья Хьюз сохраняют прекрасную томительную атмосферу, которая не сбивается даже тогда, когда вооруженный мачете Вашингтон в одном безмонтажном плане раскидывает банду грабителей, вооруженных арматурой и бензопилой. Но когда Илай попадает в городок, управляемый мэром Карнеги (Олдман), и подозрения о природе толстой книжки в его рюкзаке подтверждаются (подскажу: это книжка на букву «Б», и нет, не букварь), фильм делает вдруг такое серьёзное и праведное лицо, что возникает некоторая оторопь. И что самое удивительное, «Книга Илая» сохраняет такую интонацию до самого конца.
Пожалуй, для большого голливудского боевика с кинозвездами бывают грехи и пострашнее, чем стремление поговорить о важности веры в построении человеческого общества и о том, что истинная вера — она не в каких бы то ни было религиозных атрибутах, а у каждого в сердце. Но даже такое вполне, наверное, праведное стремление не до конца может объяснить ту торжественную серьёзность, с которой «Книга Илая» несёт свой религиозный посыл к несколько перегруженному важными откровениями финалу.
К тому же братья Хьюз упорно игнорируют все предусмотренные сценарием возможности внести в эту степенную процессию хоть немного юмора — скажем, когда мимоходом выясняется, что новый мессия на самом деле бывший клерк из супермаркета, или когда герои к пожилой паре каннибалов заходят на минутку попить чайку под диско из патефона.
Да, Вашингтон с его правильной харизмой Хорошего Человека идеален для подобной роли — как и Олдман для роли прагматичного злодея, желающего использовать слово Божие для контроля над подотчетным ему населением. (И оба, отметим мимоходом, делают больше чести предоставленному им материалу, нежели он им). Но выразимся так — вашингтоновский Илай, безусловно, шикарный мужик и очень круто дерётся, но его железное осознание бесконечной важности собственной миссии превращает его в героя однобокого и даже, скажем шепотом, скучного. И с «Книгой Илая» в целом та же история.
Вердикт Кочерыжкина — адски красивый пост-апокалиптический вестерн, несколько переборщивший с серьезностью в подходе к своей религиозной морали