Режиссер — Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Мишель Уильямс, Макс фон Зюдов, Эмили Мортимер, Патришия Кларксон, Джон Кэрролл Линч, Тед Ливайн, Джейки Эрл Хейли, Элиас Котеас
Продолжительность — 145 мин
Практически первое, что приходит в голову, когда начинаешь думать об «Острове проклятых» — это слово «мощь». Скорсезе в этот раз правда сделал очень мощное кино — во всех смыслах. В том числе и буквальном.
На первый взгляд «Остров проклятых» кажется затеей предельно традиционной. Его сюжет как будто собран из исключительно знакомых элементов — клиника для опасных сумасшедших на изолированном острове, герой с тёмными секретами в прошлом, зловещие доктора, тёмные коридоры, загадочные помещения, бушующий вокруг ураган, лишающий связи с внешним миром. Впрочем, сказать, что Скорсезе не чувствовал всех этих условностей, было бы не совсем верно — наоборот, он их специально подчеркивает и толкает на первый план, набирая на роли персонала тюрьмы актёров, знаменитых ролями злодеев в самых разных фильмах.
Более того, все привычные жанровые приёмы он будто бы пропускает через специальный усилитель — «Остров» падает на зрителя здоровенной бетонной плитой, не церемонясь. При этом Скорсезе удерживается от одной своей дурной привычки — той истерической аффектации интонации, что существенно портила и «Отступников», и «Мыс страха», выполненных в схожей с «Островом» манере. Того жутковатого ощущения, что тебе битых два часа орут прямо в ухо и дёргают за рукав, здесь нет и в помине — скорее, тебя крепко берут за плечи и ведут куда-то во тьму, неторопливо, но уверенно. «Остров» вообще на редкость взвешенный и спокойный фильм — насколько можно говорить о спокойствии применительно к фильму о безумии, где полфильма по экрану разгуливают мертвые дети, конечно. Но в том-то и штука, что всё визуальное, тематическое и интонационное буйство (коего здесь в изобилии) в финале оказывается совершенно оправданным — правда, объяснить, каким именно образом, не раскрывая важных секретов фильма, вряд ли получится.
Интересно тут и вот что — Скорсезе не только руководит этим парадом сюжетных клише с такой энергией, что на них смотришь почти как в первый раз, но и находит в них возможность выйти на одну из своих любимых тем, а именно на чувство вины и то, каким образом оно может разрушать человека изнутри. То есть, «Остров проклятых» даёт предельно чёткий ответ на вопрос, мучавший после «Отступников» — нет, Мартин Скорсезе ещё не окончательно выжил из ума, он просто мощно оступился. А «Островом проклятых» столь же мощно встаёт обратно на ноги. Даже вроде бы разобравшись со всеми загадками в фильме и ответив на все вопросы, Скорсезе одним-единственным последним кадром умудряется внести сомнения в том, что мы только что увидели. Если это не высший пилотаж, то я, наверное, и не знаю, что может таковым считаться.
Вердикт Кочерыжкина - мощная вещь; большое кино большого мастера