Режиссер — Майк Митчелл
Роли в оригинале озвучивали: Майк Майерс, Кэмерон Диаз, Эдди Мёрфи, Антонио Бандерас, Джули Эндрюс, Джон Клиз
Продолжительность — 90 мин
Вроде бы «Дримуоркс» клянутся и божатся, что на этом всё — Шреку (вернее, сериалу про него) капец, и вечное «долго и счастливо» прозвучало в четвертой серии в последний раз. Правда, не очень понятно, какие именно эмоции это известие вызывает именно сейчас.
Если бы это случилось после второй серии, это было бы здорово — всё закончилось бы на сильной ноте. Если бы после третьей, это тоже имело бы смысл — чтобы никто не мучился, ни герои, ни авторы, ни зрители. Сейчас же — как-то решительно всё равно.
Нет, не то чтобы «Шрек навсегда» как-то трагически плох — наоборот, он вполне ничего. Создатели нового фильма довольно ловко обходят на поворотах те опасные места, на которых подрывались их предшественники — здесь нет того бесконечного напора поп-культурных аллюзий, который превращал второго «Шрека» в произведение не столько для детей, сколько для кино- и меломанов, равно как и досадной сюжетной лоскутности третьего.
В центре свежего фильма — крепкая и внятная история (пусть и заимствованная со всеми потрохами из американской рождественской классики «Это чудесная жизнь»); про то, как Шрека замучила его счастливая домашняя жизнь, и он пожелал никогда не появляться на свет. Есть, правда, подозрение, что коллизия с кризисом среднего возраста у семейного человека будет не совсем близка шестилеткам в аудитории — но им зато будет сделано энергично и смешно по всем остальным параметрам.
«Шрек навсегда» правда движется очень легко и динамично — тут хватает шуток и бодрых сцен, творчески перерабатывается масса сказок и не только (есть даже, не поверите, привет группе Beastie Boys), и скучать эти полтора часа точно не приходится никому. Но есть при этом какая-то досадная загвоздка, которая мешает провозгласить четвертого «Шрека» триумфальным возвращением к корням. Такая, что из зала выходишь не улыбаясь во весь рот (хотя весь фильм только этим и занимался), а скорее пожимая плечами.
Видимо, дело тут примерно в той же проблеме, в которую угодили с опережением на серию и коллеги по «Ледниковому периоду» — трудно всерьёз увлекаться, когда со знакомыми вдоль и поперёк героями происходят исключительно привычные вещи.
Да, в «Шреке навсегда» была предпринята довольно могучая попытка вырваться из порочного круга привычности — тут был забабахан целый альтернативный мир, в котором герои ведут себя совсем иначе. Но дальше шутки о том, что Кот в сапогах стал толстым домашним котом, а Фиона возглавляет огрское сопротивление, «инаковость» не заходит. Да и Фиона по ходу сюжета всё-таки проникается шрековыми чарами (как будто могло быть по-другому), и кот нацепляет в конце концов шляпу со шпагой и бесстрашно рвётся в бой, пусть и с одышкой — и вот это стремление фильма всё равно вернуться в конце концов на знакомые рельсы ощущается очень сильно. А когда эта привычность подкрепляется ещё и настойчивой пропагандой семейных ценностей, становится как-то совсем всё равно, что там у них творится.
Кажется, самым логичным (и самым лучшим) решением было бы взять и превратить сейчас «Шрека» в такой еженедельный комический ситком про семейные проблемы, что-то типа «Счастливы вместе на болоте». А кинозрителей оставить уже в покое.
Вердикт Кочерыжкина — рисованное пособие по семейной терапии, разноцветное, в меру увлекательное, в 3-Д