Режиссер - Джонатан Либесман
В ролях: Аарон Экхарт, Мишель Родригес, Рамон Родригес, Бриджет Мойнахан, Майкл Пенья, Не-Йо
Продолжительность - 112 мин
Какие, к черту, могут быть сюрпризы с таким названием? «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» выкладывает все свои карты на стол сразу, ещё до того, как зритель увидит хотя бы один кадр - ибо название этого фильма, вот правда, полностью его исчерпывает. Будет вторжение, и будет битва - а больше там ничего и не разглядеть. Отчасти из-за вечного дыма, которым затянуто чуть ли не полфильма - а отчасти потому, что больше там ничего и нет.
Внезапные инопланетяне, Лос-Анджелес - где-то относительно недавно всё то же самое уже было. Верно, в художественном фильме «Скайлайн» - в связи с этим даже разразился небольшой скандальчик. Мол, компания по спецэффектам братьев Страус, работавшая над «Битвой», свистнула из неё концепцию (частная перспектива на всемирное вторжение, безличные инопланетные агрессоры) и дизайны захватчиков, а потом по-быстрому выпустила собственную дешевую версию на полгода раньше. Правда это или нет, сейчас уже не важно - «Битва», может, и подороже «Скайлайна», но в конечном итоге ничуть не лучше.
За что стомиллионной картиной про войну с инопланетянами поставили рулить постановщика не очень внятных ужастиков («Темнота наступает», «Техасская резня бензопилой: начало»), не очень ясно - ни до фильма, ни после. Уроженец ЮАР Джонатан Либесман поступает со своим потенциальным пропуском в первую лигу так же бесхитростно, как до этого рвал свежее мясо за копейки - давит на все кнопки разом. Азартно, но бессмысленно.
«Битва» умеет работать ровно в трёх регистрах - неловкой экспозиции, оглушительной мясорубки и хамского давления на жалость самыми примитивными приёмами (детьми, смертями, зачитыванием присяги, иногда одновременно). Для экспозиции сценарист Крис Бертолини валит в кучу все военные клише, которые сумел вспомнить. Тёртый сержант на пороге отставки (Экхарт), крепко задетый потерей людей в предыдущей операции. Молодой лейтенант (Р. Родригес) только из учебки - и с беременной женой! - поначалу теряющийся в реальном пекле, но в решающий момент жертвующий собой ради спасения остальных. Юный рядовой, которого надо спасать. Бравая летчица, сражающаяся бок о бок с пацанами и не унывающая в самой страшной свалке. Угадайте с первого раза, кто её играет (зевок).
Мясорубка поначалу немного берёт за горло чистой силой напора - но становится чем дальше, тем монотонней. Стремясь засунуть зрителя прямо на передовую, поставить бок о бок с дезориентированными и загнанными превосходящим их численностью непонятным врагом морпехами, Либесман неожиданно охотно жертвует дико важной для военного фильма вещью - осмысленной картиной боевых действий.
Обе стороны конфликта предпочитают тактику шквального огня - инопланетяне весь фильм шарашат по морпехам, те шарашат в ответ. Один раз креативно используется комбинация из рации и гранаты. Либесман снимает это всё с соответствующей прямотой - камера мечется, вокруг грохочет, люди орут «Получи!», «Прикрой!» и «Справа!». Гражданские лица входят в кадр для двух вещей - смотреть с испуганной надеждой на морпехов снизу вверх и умирать, иногда мужественно. Дети - чтобы кричать, когда начнётся обстрел. Впрочем, и те, и другие ещё пригодятся, когда в паузах в бесконечной канонаде «Битва за Лос-Анджелес» начнёт включать третий регистр.
Эмоциями Бертолини и Либесман оперируют с той же слоновьей грацией, что и всем остальным. Им совершенно не в падлу показать крупным планом мальчика, плачущего над убитым папой «Папа, не оставляй меня» - но при этом с порога ясно, что всех героев с лицами более-менее узнаваемых актёров они прилежно проведут до финала даже сквозь самые безнадежные схватки. В этом в конечном итоге начинает видеться неприятный циничный расчёт - прямо представляешь, как идёт обсуждение, что здесь хорошо бы поддать трагизма, но надо выбрать, кого именно для этого укокошить, ведь этого, вот этого, эту и вон того трогать ни в коем случае нельзя, а детей тем более.
Такая вот вырисовывается у нас картина в фильме «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес». Неловкая и предсказуемая. Монотонная и невнятная. Неприятная и циничная. Ненужная, в конечном итоге, вообще никому.
Вердикт Кочерыжкина - никчемный блокбастер про битву с инопланетянами - громкий, назойливый, бессмысленный