За последние лет семь имя режиссера Майкла Бэя намертво приварилось к обшивке гигантского человекоподобного робота из космоса, на лету превращающегося в какое-нибудь крупное транспортное средство американского производства. И хотя Бэй не планирует бросать свою кормушку под названием «Трансформеры» (грядёт четвертая часть, в которой вместо Шайи ЛаБёфа будет Марк Уолберг — и на том спасибо), всё равно самые его удачные — в творческом плане — ленты получались у него за пределами сериала про роботов-грузовиков.
Сейчас как раз выходит его первая попытка выйти за рамки «Трансформеров» с 2005-го года — криминальная комедия «Кровью и потом». Давайте посмотрим на остальные фильмы Бэя, сделанные им вне всеми любимого космического сериала.
Плохие парни
В своём дебюте в большом кино многообещающий клипмейкер и режиссер телеканала Playboy (о-ля-ля) проапгрейдил полицейское «бадди-муви» под нужды большого стиля рэп-клипов 90-х. Эксперимент прошёл настолько успешно, что два относительно начинающих комика Уилл Смит и Мартин Лоуренс, сыгравшие главные роли, оказались полноценными кинозвёздами. Восемь лет спустя Бэй забацал сиквел, в котором было всё то же самое, только громче, масштабней и бессмысленней — но та задорная энергия, которой были наполнены «Плохие парни» (и которую он пытается снова ухватить в «Потом и кровью», события в котором происходят в том же году, когда вышел его дебют), немного потерялась среди размашистой пиротехники.
Скала
Первый осторожный шажок Николаса Кейджа в сторону боевиков (здесь он хотя бы играл ещё не героя без страха и упрёка, а неловкого химика, которого стечение обстоятельств толкало на путь спасителя мира), «Скала», пожалуй, по сей день остаётся самым внятным и запоминающимся фильмом Бэя. Впрочем, про неё существует прекрасная байка — что когда Бэй представил продюсерам первый вариант монтажа, в нём было вообще ничего не разобрать, настолько быстро менялись кадры. Пришлось перемонтировать целиком.
Армагеддон
Вот занятное стечение обстоятельств — буквально на днях Бэй в одном из интервью внезапно извинился за «Армагеддон», заявив, что студия буквально отобрала у него фильм, чтобы успеть смонтировать к запланированной дате выхода, и что будь его воля, он бы полностью переделал весь третий акт. Впрочем, нельзя сказать, что мы сильно в претензии — «Армагеддон» и в таком виде остаётся чрезвычайно смешным и дико хулиганским фильмом, а финальное спасение всей команды русским космонавтом в ушанке мы никогда не отдадим никому.
Пёрл Харбор
А вот за что Бэю правда стоило бы извиниться, так это за эпическую тягомотину, известную как «Пёрл Харбор». Когда фильм только готовился к выходу, размашистую романтическую драму, разворачивающуюся во время одной из самых трагических страничек в американской истории, позиционировали чуть ли не как следующий «Титаник». «Оскаров», однако, Бэй не дождался — гигантский, неповоротливый и отчаянно нелепый «Пёрл Харбор» отчаянно разругали, и за дело.
Остров
Последнее «прости» свободному миру до попадания в «трансформерную» кабалу, «Остров» получился одновременно типично бэевским — тут всё время что-то адски грохочет и взрывается — и довольно занятным. В нём, во-первых, играли симпатичные актёры (МакГрегор и Йоханссон), во-вторых, периодически случались по-настоящему интересные сцены (например, встреча двух МакГрегоров).