Вчера в баре «Че Гевара» выступил легендарный гитарист Стив Вай — правда, чтобы получить удовольствие от этого выступления, требовалось столько терпения, сколько имеется в наличии разве что у самых преданных фанатов гитарного гения.
«Выступление, мастер-класс, джем, общение» — именно в таком порядке были перечислены форматы на афише вчерашнего выступления; хотя на самом деле порядок стоило немножечко перетряхнуть. Часть под названием «выступление», например, была представлена четырьмя инструментальными номерами, сыгранными Ваем под минус. Да, сыгранными здорово, хлёстко, изобретательно, с известной всему миру виртуозностью — но а) под минус и б) четыре раза за два часа. Был и джем — под занавес на сцену поднялись по очереди несколько местных гитаристов, которым давалось по паре минут пошпилить на одной сцене с мастером. Мастер при этом стоял рядом в состоянии явного дискомфорта от близости незнакомых людей и только временами слегка подбадривал отважных соучастников покровительственной улыбкой или парой бодрых звуков, извлечённых из собственной гитары.
Мастер-класс — вот это другое дело; Вай и сам, открыв мероприятие бодрой инструменталкой (следующая прозвучала только минут через сорок, я засекал), тут же комфортно устроился на стульчике и объявил своё выступление именно мастер-классом. Большинство слушателей, правда, на тот момент были ещё в стадии неторопливого проникновения в зал, прождав начала мероприятия до полутора часов (особенно не повезло самым пунктуальным, явившимся к заявленным на афишах 19.00) — поэтому многим пришлось позже дополнительно объяснять суть происходящего. Вай рассказывал о своём детстве, о том, как он открыл для себя гитару, как познакомился с Джо Сатриани и звонил домой Фрэнку Заппе — рассказывал с основательностью «Википедии» и гладкостью профессионального спикера, работающего по на пятьсот раз обкатанной, знакомой вдоль и поперёк программе. Здесь шуточка, здесь знакомое имя, здесь проникновенный вывод, здесь практический совет молодым гитаристам — в основном из репертуара Капитана Очевидности, вроде «Много репетируйте», «Внимательно слушайте сами себя» и «Главное — это уверенность в себе и своём материале».
Скажу честно, где-то к финалу второго устного блока ваш покорный слуга сдался. Так что если очевидцы расскажут, что после третьей композиции потекли рекой задорные байки про знаменитостей и бесценные зёрна гитаристской премудрости, согласно кивну и даже подёргаю в притворном сокрушении волосы из бородёнки. Про себя же при этом подумаю, что устное выступление, выстроенное так, что что-то интересное начинается только после часа рафинированного занудства (типа, надо ещё заслужить) всё равно не годится ни к чёрту. Безусловно, никто не вправе осуждать всех тех прекрасных людей, готовых вытерпеть полтора часа ожидания в душном предбаннике и ещё два часа не самой увлекательной болтовни ради того, чтобы подняться на одну сцену с кумиром, обрести его автограф на своей гитаре или хотя бы попасть в его айфон в видео, демонстрирующее Джо Сатриани, как сильно Красноярск жаждет встретить у себя с концертами легендарный коллектив G3. Не буду этого делать и я — скажу лишь, что в этот вечер я окончательно понял, насколько подобное целеполагание мне идейно не близко.
Сергей Мезенов,
фото Анны Чурсиной и Павла Годяева