Главная
>
Статьи
>
Начало/ Inception

Начало/ Inception

23.07.2010
53

НачалоРежиссер — Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Марион Котийяр, Эллен Пейдж, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Кен Ватанабе, Киллиан Мёрфи, Том Беренджер, Майкл Кейн
Продолжительность — 140 мин

Кристофер Нолан — божественный гений или претенциозный профан-коновал? Примерно так, кажется, стоит сейчас вопрос в кинокритической среде и около, на который «Начало» должно дать определенный ответ. Зачем бросаться в такие крайности, мне лично не очень понятно — ведь правда, как всегда, где-то посередине.

Но, кстати, кое-что окончательное о своём режиссере «Начало» всё же сообщает. Это вообще, если разобраться, самый симптоматичный фильм Нолана — в нём он весь, как на ладони. Здесь особенно отчетливо просматривается его математический склад ума — миры своих фильмов он строит примерно так же, как создают сложнейшие математические модели, половина прелести которых не столько в их функциональной полезности, сколько в самой сложности. Хотя действие фильма почти полностью происходит в мире сновидений (в англоязычных киноблогах о правомерности этого «почти» сломан уже не один десяток копий), в нём почти нет той детской завороженности бесконечными возможностями снов, что свойственна, например, другому вечному сновидцу Мишелю Гондри. «Начало» абсолютно рассудочно — даже с делами сердечными тут разбираются с помощью логических выкладок и построений.

Здесь также видно, что Нолану почти физически необходима длиннющая многословная экспозиция (эта привычка появилась у него после «Бэтменов»), и что его страсть вставлять в первые пять минут подсказки о том, что будет дальше, немного работает против него. Подтверждает «Начало» и другую истину, о какой я только подозревал — русский дубляж Нолану противопоказан. Конкретно здесь эта проблема встаёт особенно остро — полфильма реально кажется, что при тебе группа деревянных болванчиков зачитывает по ролям учебник по чему-то невероятно умному, но в версии для чайников. Впрочем, как эту проблему решать, уже прекрасно известно — переключением аудиодорожки на двд.

В «Начале» также отчетливо кристаллизуется магистральная тема Нолана — движущей силой практически всех его сюжетов было чувство вины. (Смешно в этом плане, что Ди Каприо здесь приходится играть почти то же самое, что совсем недавно у Скорсезе). Ну, и наконец, здесь раз и навсегда проясняется вопрос о том, в чём настоящая сильная сторона Кристофера Нолана как режиссера. Не в том, что он умеет делать очень умное лицо (это умение его как раз периодически подводит, как, например, в «Престиже») — а в его чисто профессиональных кинематографических талантах.

«Начало» — вовсе не экзистенциальное размышление, прикидывающееся могучим боевиком; это первоклассный боевик, прикидывающийся (да и то не особенно усердно) экзистенциальным размышлением. Именно этим и берёт «Начало» — не интеллектуальным трёпом и не загадками о том, где правда, а где нет (хотя финал здесь выполнен именно в таком духе, и он практически грандиозен), а простой динамикой происходящего. Нолану всегда была свойственна некоторая тяжеловесность поступи — его фильмам действительно нужна длинная взлетная полоса для разгона, но раз выйдя на крейсерскую скорость, они прут напролом так, что в ушах свистит до конца сеанса.

Так что вот он какой, Кристофер Нолан. Не мистик и сюрреалист, как Дэвид Линч, и не фокусник-обманщик, как Шьямалан; не необузданный мечтатель, как Гондри, и не изобретательный технолог, как Финчер. Скорее, он такой Майкл Манн — человек с несколько старомодными представлениями о прекрасном, славящийся своей основательностью и прекрасным владением формой. И в этакой системе координат «Начало» — практически нолановская «Схватка».

Вердикт Кочерыжкина — мощнейший боевик про сновидения

Рекомендуем почитать