Страна происхождения. Михаил Рогинский
XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»
Первая в региональной России выставка фундаментального художника конца века вступает в резонанс сразу с несколькими концептуальными мотивами.
Во-первых, Музейный центр в Красноярске, возникший как 13-й филиал Музея Ленина в 1987-м году, выработал историко-культурную ответственность за изучение и экспонирование творческого духа поздне-советского времени. То, что рождалось, сопротивляясь официозу, что художественно состоялось на переходе из 80-х в 90-е, сегодня снова обретает высоту и значение. И Рогинский — один из немногих, кому удалось мощно и глубоко выразить ауру смутного времени и пространства.
Во-вторых, концептуальный контекст биеннале собирается вокруг художественного «погружения мысли в вещи». «Вперед к вещам» — этот феноменологический принцип ведет к высеканию искры надежды «после всего». «Маниакальное» внимание Рогинского к ближайшим, простейшим, бедным бытовым вещам и фактурам — радикальный насыщенный мыслью и чувством импульс новой музейной философии.
Типичный «рогинский серый», сизый монохром выражает и «серую советскую действительность», и «неуловимую тяжесть бытия». Это — особая Целановская тональность надежды — «несмотря ни на что». Французский философ Бадью так формулировал это настроение: «...операции, указующие на „спасующую“ мысль — то есть не имеющий никакого эффекта эффект истины, — различимы лишь на самой глубине опыта, который, конечно же, связан со страданием, болью, кровью, но выявляется поэтическим текстом в какой-то до странности нейтральной нежности». И Рогинский совершенно синхронно использовал это же слово «нейтральность», рефлектируя свою заботу об истине...
«Страна происхождения» — фраза, написанная художником по-французски на одной из его «гофро-стенок» (в последний год существования СССР), становится ёмким символом всего выставочного проекта, нацеленного на концентрацию экзистенциальной эссенции, которой дышал поздний русский модернист. Знаменательно, что Рогинский, добивавшийся само-бытного русского искусства, внедрял в живопись шум иностранного языка. И в этом проявляется «всемирная отзывчивость русской души»...
Под таким девизом экспозиционная среда создает эффект насыщенного присутствия реальности и настроение принимающего согласия с Родиной...
По центральной оси зала по террасам поднимаются стены с пиджаками, брюками и пальто. Серые одежды взлетают ввысь, словно униформа бестелесных существ, подобных ангелам из культового фильма «Небо над Берлином». И на центральной возвышенной стене эти «одежды надежды» собираются в нечто неуловимо напоминающее иконостас.
Также, как писали про русскую литературу — «вышедшую из гоголевской шинели», настоящим экспозиционным проектом мы символизируем «выход» современного искусства «из серого пальто Рогинского».
Комиссар Красноярской музейной биеннале. Сергей Ковалевский
Рецепты:
Дополнительная информация
- Рекомендуемый возраст:
- 0+