Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Мы изменили формат работы, но сохранили качество образования»: как в период пандемии организована учеба в КрасГМУ

«Мы изменили формат работы, но сохранили качество образования»: как в период пандемии организована учеба в КрасГМУ

09.12.2020
0
Проректор по учебной работе КрасГМУ Ирина Соловьева

Учеба в КрасГМУ во вторую волну коронавируса

В марте 2020 года вузы многих стран, и КрасГМУ в том числе, были вынуждены перейти на дистанционное образование. Еще «вчера» мы относились к электронному медицинскому образованию как к ближайшему будущему, а «сегодня» жизнь заставила работать в дистанционном режиме. Но благодаря слаженной работе профессорско-преподавательского состава, принятия ситуации обучающимися, мощной базе КрасГМУ для реализации образовательного процесса с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий, создания модуля для дистанционного образования, нам удалось быстро мобилизовать все ресурсы и перевести медицинское образование в, казалось бы, невозможный для него формат – удаленного взаимодействия преподавателя и обучающегося.

С начала этого учебного года КрасГМУ удалось вывести некоторые курсы и специальности в очный формат обучения. Спустя время мы поняли, что можем перевести с «дистанта» еще часть студентов. В итоге с 12 октября практические, семинарские и лабораторные занятия у нас проходят в очном режиме, а лекционные — в дистанционном. И сегодня подавляющее большинство студентов занимается именно по такой смешанной схеме. Исключение — третий и четвертый курс специальностей лечебное дело и педиатрия - пока обучение для них проходит полностью в дистанционном формате.

Основная сложность перевода на очное образование связана с тем, что практически все клинические базы, где занимались наши студенты, теперь перепрофилированы в ковидные госпитали и инфекционные отделения. Это в том числе три самые крупные клинические базы: краевая, БСМП и 20-я больница. До пандемии в них были организованы учебные аудитории, лекционные залы, кабинеты преподавателей и заведующих кафедрами. Обучаясь на клинических базах, студенты имели возможность курировать пациентов под руководством преподавателей, и это всегда была неотъемлемая часть подготовки врача. Сейчас все контакты с больными исключены в целях безопасности.

Тем не менее, практическая подготовка продолжается на базе корпусов университета. Кроме того, мы успешно сотрудничаем с Сибирским федеральным университетом; согласованы занятия наших учащихся в корпусе СФУ на ул. Ленина, 70, и пока у нас нет оснований отказываться от смешанного формата обучения. При этом мы выстроили занятия таким образом, чтобы студенты не пересекались: ограничение контактов между обучающимися разных курсов/групп обеспечивается плавающим расписанием начала учебного дня, организацией нескольких входов с термометрией, регулируемым выходом на перерывы в коридоры и холлы учащихся разных групп.

Кафедра-центр симуляционных технологий КрасГМУ. Практические занятия

Достойное качество образования

Конечно, при дистанционной форме обучения имеются сложности и непонимания: студенты жалуются на увеличение учебной нагрузки в условиях онлайн обучения и связывают это с большим количеством материалов для самоподготовки, педагоги отмечают, что дистанционное преподавание более трудоемко, поскольку требует крайне детальной организации учебного процесса. 

Несмотря на случившиеся перемены, сегодня мы можем с уверенностью говорить, что на изучении материала ситуация с пандемией абсолютно никак не скажется. Во-первых, тот объем, который должны освоить студенты в течение учебного года, не изменится. Он предписан федеральными стандартами, и мы не вправе вносить свои коррективы. Во-вторых, профессорско-преподавательский и управленческий состав делают всё возможное, чтобы и качество образования не страдало.

Сегодня в базе нашего университета более 1700 видеолекций и около 500 записанных на видео практических навыков. Да, студенты не ходят к пациентам, но преподаватели не перестают передавать им свои знания и обучать новым навыкам. Регулярные лекции в онлайн-формате также позволяют поддерживать контакт с преподавателями и задавать вопросы.

Конечно, нельзя сказать, что всё это дается легко. Преподаватели стали тратить значительно больше времени на подготовку занятий, общение со студентами и проверку заданий. При этом деканы усилили контроль и часто подключаются к онлайн-платформам, чтобы лично оценить, как проходят лекции. Всё это дополнительная нагрузка на преподавателей, но и студенты говорят, что им сложно. Сейчас нельзя просто отсидеться в аудитории, нужно лучше готовиться и отвечать на каждый вопрос преподавателя персонально.

При этом обучающиеся стараются, и летняя сессия, как и прошедшие госэкзамены показали, что уровень подготовки не ухудшился. Сейчас мы отслеживаем оценки в электронном журнале и видим, что ситуация с успеваемостью по-прежнему под контролем.

На экзамене

Безопасность здоровья студентов и преподавателей

Частично сохранять очный формат обучения нам помогает хорошо отлаженная работа по отслеживанию контактных и заболевших студентов. За этим лично следят деканы и их заместители, которые в силу своего врачебного опыта отлично ориентируются в ситуации. К тому же высока ответственность самих обучающихся, и мы еще в начале года отработали с ними порядок, по которому следует сообщать о вероятности заболевания.

Поэтому наши студенты даже при незначительных симптомах недомогания ставят деканов в известность. Далее уже принимается решение о переводе на дистанционный формат обучения либо одного студента, либо всей группы.

Для обучающихся, имеющих хронические неинфекционные заболевания, прежде всего, органов дыхания, эндокринной системы, с любыми иммунодефицитными состояниями, а также в период беременности представляется возможность безопасных условий обучения образовательным программам в полном объеме с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников на расстоянии, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используя методические материалы по соответствующим дисциплинам учебного плана (лекции, видеонавыки, методические указания), находящимся на сайте КрасГМУ. Кроме того, образовательный процесс организован с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических норм.

Ситуация с коронавирусом ко всему прочему научила нас быть очень мобильными. И если даже группа уходит на «дистант», студенты не теряют времени и продолжают учиться онлайн. Это огромный прорыв!

Выход на мировой уровень, несмотря на пандемию

В этом году мы также начали работать с иностранными студентами. Сегодня в вузе обучается 37 человек, прибывших из дальнего зарубежья, и впервые наши преподаватели ведут для них практические и лекционные занятия на английском языке. Мы ждем еще более 50 иностранных студентов, которые пока обучаются дистанционно. Причем пандемия сыграла нам на руку, потому что неизвестно, сумели бы мы в другом случае так же быстро организовать онлайн-формат. Сегодня же мы идем по графику, и никто из наших обучающихся не отстает.

Для вуза выход на международный уровень — это очень престижно, и у КрасГМУ уже долгое время были планы начать работать со студентами из-за рубежа. Несмотря на пандемию, это осуществилось, причем мы организовали сразу две программы обучения для иностранцев — лечебное дело и стоматология.

Далее мы планируем прохождение международной сертификации менеджмента качества и профессионально-общественной аккредитации, которая также признана на мировой арене. Это не только повысит престиж вуза, даст возможность стать «видимыми» в международных рейтингах, но и позволит признать качество и уровень подготовки выпускников КрасГМУ требованиям рынка труда к специалистам. При этом российское медицинское образование очень ценится за рубежом.

Будущие хирурги проходят обучение на кафедре хирургических болезней им. А.М. Дыхно КрасГМУ

Помощь студентов в борьбе с пандемией

Возвращаясь к теме пандемии, хочется отдельно сказать, как активно наши студенты помогают противостоять распространению новой коронавирусной инфекции. Такой общности учащихся на моей памяти еще не было. И если в первую волну обучающиеся шли в ковидные госпитали, то сейчас огромное количество студентов работают волонтерами, не имея с этого финансовой выгоды.

Показательный пример — колл-центры, которые работают на территории нашего вуза. В одном из них студенты-волонтеры принимают звонки, поступающие в адрес первичного звена и амбулатории, и помогают с их сортировкой. В другом — учащиеся отвечают на звонки от медицинских учреждений, которые нуждаются в медицинском персонале. Туда же звонят наши студенты, готовые работать, и таким образом помогаем практическому здравоохранению в решении кадрового вопроса.

На данный момент около двух тысяч наших обучающихся помогают системе здравоохранения справляться с нагрузкой. Всё это исключительно в добровольном порядке, но мы непременно идем навстречу, переводим студентов на дистанционный формат обучения и учитываем их вклад в борьбу с пандемией при аттестации.

В КрасГМУ также существует прогнозный центр, который анализирует, как будет развиваться ситуация с пандемией, и передает данные в министерство здравоохранения Красноярского края.

Пока все прогнозы центра оказывались максимально приближены к действительности и, судя по имеющимся данным, как минимум до весны мы будем жить в текущем режиме. Мы ориентируем на это и преподавателей, и студентов, но не паникуем, потому что наш вуз, как показала практика, мобильный и умеющий приспосабливаться к любым сложностям.

Беседовала Кристина Иванова. Фото: пресс-служба КрасГМУ

Рекомендуем почитать