Николаевка возникла на карте Красноярска в конце 19 века — благодаря бурному строительству железной дороги и обслуживающих ее предприятий к западу от города появилась новая слобода. В докладе Красноярской городской управы в городскую Думу от 10 ноября 1899 года сообщалось о том, что:
...в местности, именуемой Афонтова гора, и входящей в селительную черту города Красноярска, за 1898 и 1899 год выросла целая часть города, застроенная жилыми домами. Здесь поселились рабочие железнодорожных мастерских и выходцы из сел и деревень, привлеченные в город надеждою на заработки около станции Красноярск Средне-Сибирской железной дороги.
Сами обитатели Афонтовой горы именовали себя жителями Николаевской слободки — в честь посещения города цесаревичем. В начале 20 века здесь уже появились своя полицейская часть, аптека, училище, базар, мелочные лавки, булочные и колбасные. После революции Николаевскую слободу переименовали в «Слободу III Интернационала», но к этому названию никто так и не привык, а затем и прежнее вернулось — и используется и сейчас. Николаевка продолжила свой век и после Великой Отечественной войны.
Островок истории посреди шумного мегаполиса, в самом центре города — дорогого стоит, особенно когда знаешь, что от этих деревянных красавцев с резными ставнями и ажурными заборчиками уже совсем скоро ничего не останется.
Исторический центр Красноярска продолжается в Николаевке — за линией железной дороги практически все продольные центральные улицы города — Ленина, Красной Армии, Маркса, Бограда — перетекают сюда. А «вылизанный» проспект Мира, по которому все красноярцы так любят гулять, становится в Николаевке улицей Советской, и приобретает уже совсем другой колорит.
«Лет 15 назад рядом с Николаевкой страшно было ходить — там стоял опасный павильон, рядом с которым каждый вечер вырастала кучка жуликов. Среди них была так называемая „торпеда“ — какой-нибудь малец, которого отправляли, чтобы он вызвал на конфликт прохожего, у которого могли быть деньги или ценности. „Торпеда“ подбегала, докапывалась до человека и получала в ответ агрессию, тогда за малолетнего товарища заступались старшие, окучивая тех, кто не из Николаевки. Спасало, если ты знаешь какого-нибудь авторитетного местного. Со временем эти люди выросли — кто-то стал многодетным отцом, кто-то спился, кто-то скололся или сидит в тюрьме, то есть биография у них не разнообразная», — рассказал красноярец Владимир, чей друг жил в Николаевке в детстве и юношестве.
А вот уже сегодняшняя история: «Пришли ребята из высоток, которые находились через Копыловский мост — вступаться за своего друга, которого ранее здесь обидели, а там такие спортивные и организованные пацаны, 15-20 человек, — продолжает рассказ наш собеседник. — Получилось так, что всю эту толпу погнали пять отсидевших зэков, которые после освобождения жили в одном из бараков Николаевки. С голым торсом, синие от наколок, с колунами и топорами они атаковали парней, и те убежали».
В глаза бросается то, что многие местные, которые, скорее всего, прожили здесь всю жизнь, свои дома любят — в теплых оконцах теплится жизнь, многие на Новый год развесили на стеклах снежинки, мишуру и гирлянды.
Гуляя по морозной Николаевке утром в будний день местных жителей встретишь нечасто — все заняты. Возле одного из частных домов по улице Ленина хозяин частного дома по имени Александр чистил снег — и мы направились к нему с вопросами.
— Сколько времени вы здесь уже живете?
— С лета прошлого года.
— А почему выбрали именно этот район города?
— Он самый адекватный по цене, к тому же дом свой и добираться, куда нужно, удобно.
— А как вы относитесь к тому, что новостройки расстраиваются прямо рядом с вами? Не боитесь?
— Я этого не боюсь, а чего бояться? Николаевка когда-нибудь полностью застроится, буду искать себе новый дом. Правда, еще не знаю, где...
В случае с Александром всё просто — он молод и сможет найти себе жилье в другом районе или вообще в другом городе, а со старшим поколением Николаевки сложнее — даже ветхий на глаз барак — их дом и, скорее всего, вся их жизнь.
Местная жительница Галина Козлова, работавшая до выхода на пенсию почтальоном, открыла на улице Бограда, 168 музей Николаевки, где она собирает разные артефакты. Среди них — фотографии старинного района, чайники, оконные наличники, шкатулки, утюги, почтовые ящики, корзинки, а также многие другие памятные вещицы, которые несут в себе память о многолетней истории района.
«Николаевка всегда славилась тем, что это дикое место, где нет детских площадок. И ребятишки облюбовали местную горку — проезжаю часть. Водители только успевали обруливать детей, которые неслись со склона на большой скорости».
Тихие улицы Николаевки прячут за ветхими заборами и бурьяном немало красивых зданий с богатой историей. Однако по генеральному плану еще 10 лет назад этот район отдали под многоэтажные дома. Кое-где уже «выросли» свечки, где-то вовсю идет строительство, а некоторое дома, как стойкие оловянные солдатики, стоят спиной к «человейникам» и, кажется, совсем их не замечают.
В 2018 году в Красноярске частично завершили большую стройку. Среди избушек Николаевки торжественно открыли новую широкую улицу. Николаевский проспект соединил Октябрьский район с Николаевским мостом и улицей Дубровинского. Строительство дорог и снос домов в этом районе продолжаются.
Несколько улиц в Студгородке и Николаевке закрыты до осени 2022 года ради возведения нового пути, который позволит проехать от Киренского до Ладо Кецховели под Николаевским проспектом. В начале января этого года красноярский блогер Сергей Токарев показал строительство этой дороги с высоты птичьего полета. «Почти все дома на линии будущей дороги снесли, остались парочка, которые еще держатся. Видимо, с собственниками не смогли договориться о выкупе земли, и сейчас участки находятся в осаде», — предположил он.
Красноярская Николаевка богата на интересные истории. Но лучше своими глазами увидеть то, что сейчас осталось от старинной слободы — и с прогулкой лучше поторопиться, ведь совсем скоро этот район будет выглядеть уже по-другому.
Анастасия Гнедчик специально для Newslab