>
>
>
«Железные монстры добычи»: какие машины работают на угольных разрезах Красноярского края? Спойлер: огромные!

«Железные монстры добычи»: какие машины работают на угольных разрезах Красноярского края? Спойлер: огромные!

03.08.2022
0
Фото: пресс-служба АО «СУЭК-Красноярск»

Экскаватор размером с «биг-бен»

На Бородинском разрезе трудится два роторных экскаватора ЭРП-2500. Цифра в названии — 2500 — означает количество тонн горной массы, которую техника способна переработать за час. Для понимания: железнодорожный вагон экскаватор наполняет углям менее чем за минуту.

Это самые высокопроизводительные и крупные машины на разрезе. Высота экскаватора превышает 30 метров, что сопоставимо с высотой красноярского «биг-бена» вместе со шпилем. Вес машины — 1860 тонн. В шахтерской столице Красноярского края — Бородино — о машинах-гигантах знают даже дошколята: для них молодые горняки проводят познавательные уроки. Чтобы ребятам были понятны масштабы техники, необычные «учителя» решили измерить ЭРП-2500... в слонах! Так вот — масса такой машины равна весу трехсот индийских слонов.

Экскаватор набирает горную массу ковшами на роторном колесе, которое вращается вокруг своей оси. Подача ротора на забой происходит либо за счет выдвижения роторной стрелы, либо за счет подачи всей машины на ходовом устройстве вперед. Кстати, «крейсерская» скорость экскаватора — 200 метров в час. Чтобы перегнать машину с одной рабочей площадки на другую, у экипажа уходит несколько дней.

Любопытный факт: мало кто знает, но идею «копающего колеса» предложил еще Леонардо да Винчи в 16 веке. В конце 19 века американский инженер Смит получил патент на экскаватор с двумя роторными колесами вдоль конвейера. Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году фирмой «Humboldt». Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 1950-x годах, a промышленное производство началось в 1958 году.

Шагающий рекордсмен

ЭРШРД-5250 (экскаватор роторный шагающий рельсовый добычной) — самый крупный экскаватор в России. ЭРШРД создали специально под задачи Березовского разреза, всего на разрезе трудится два таких гиганта. Они разрабатывают угольный пласт уступами по 30 метров каждый и работают в паре, двигаясь друг за другом.

Передвигается роторный экскаватор ЭРШРД-5250 на специальных «лыжах», расположенных по краям основания. Для того, чтобы пройти несколько метров, необходимо опустить всю установку на землю. В таком положении лыжи перебрасываются вперед и экскаватор делает маленький шаг.

Высшая точка экскаватора находится в 56 метрах от земли — это шестнадцатиэтажный жилой дом, даже чуть выше. Вес машины — 4000 тонн. Самый большой пассажирский самолет — Airbus A380 — весит 276,8 тонны без пассажиров. Так что один экскаватор «равен» 14 таким самолетам. Если же мы вернемся к слонам, то путем простых арифметических вычислений узнаем, что ЭРШРД-5250 весит примерно столько же, сколько 650 индийских животных.

В час экскаватор перерабатывает свыше 5000 кубометров горной массы. Угольный пласт отрабатывают 22 ковша каждый по 600 литров. Ковши закреплены на роторе-колесе диаметром 11,5 метров. Роторный механизм приводят в движение два двигателя мощностью 1000 кВт каждый. Работает роторный экскаватор от электричества и потребляет колоссальное количество электроэнергии — 4500 кВт/ч при непрерывной эксплуатации.

Любопытный факт: вагон грузоподъемностью 84 тонны ЭРШРД-5250 заполняет за считаные секунды. Потому-то и был в 1987 году в Шарыпово введен уникальный 14-километровый конвейер, соединяющий Березовский разрез с его главным потребителем, одноименной ГРЭС. По конвейеру уголь с разреза идет прямо на станцию без потерь времени и лишней перевалки.

Вскрышной гигант

На Назаровском разрезе трудится самый крупный и производительный вскрышной комплекс страны — SRs(K)-4000. Всего в мире таких комплекса два, второй трудится у себя на родине, в Германии. В свое время для монтажа этого гиганта в сибирское Назарово из Германии приехала целая делегация специалистов — на три года, пока шла сборка машины, в «разрезовской» гостинице они заняли целый подъезд. Не менее «представительная делегация» нужна для каждодневной эксплуатации и обслуживания машины, в ее экипаже — 58 человек.

Интересно, что по проекту комплекс SRs(K)-4000 состоял из четырех машин, и развернутая длина этой вереницы превышала километр. Назаровскому разрезу такой проект не подходил, и одну из машин — межуступный отвалообразователь — было решено исключить. Однако даже без нее габариты SRs(K)-4000 впечатляют. Максимальная высота конструкции машины — 48 метров. Длина одной гусеницы — 13 метров, ширина — 4 метра. На роторном колесе вращаются сразу 24 ковша емкостью 1600 литров каждый. Длина стрелы гиганта — 42 метра. Масса — почти 10000 тонн, примерно столько же весит Эйфелева башня в Париже.

Производительность комплекса — около 4000 кубометров горной массы в час. На Назаровском разрезе он трудится с весны до осени и выполняет свыше 60 процентов от общего объема вскрышных работ.

Любопытный факт: на счету вскрышного роторного гиганта SRs(K)-4000 — немало производственных рекордов. Последний был установлен в мае текущего года. За весенний месяц экипаж комплекса отправил в отвалы 1210000 кубометров горной массы, перевыполнив месячный план на 21 процент и в пятый раз за время эксплуатации перешагнув рубеж месячной производительности в 1200000 кубометров.

Конечно, это только самые крупные машины, которые использует Сибирская угольная энергетическая компания. Добыча угля — высокотехнологичное производство, в котором задействовано много инструментов. Но смотря на «железных монстров», что трудятся на добыче, становится ясен масштаб и важность угольного дела.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать