Первый блин комом
Первые платные парковки появились в краевой столице в 2015 году — тогда Красноярк стал первым городом в Сибири, где решились ввести подобную меру. Тогда заниматься платными парковками доверили компании «Инфоком», но за несколько лет она так и не смогла создать необходимые условия для удобства оплаты.
В 2018 году начались проблемы — часть парковочных автоматов перестала работать, но плату за парковку у автолюбителей всё равно требовали. В итоге в дело вмешалась прокуратура. В конце 2019-го года соглашение с фирмой «Инфоком» было расторгнуто, а в начале 2020-го мэр Красноярска Сергей Ерёмин подписал постановление о приостановке проекта.
Но буквально через полгода платные парковки вновь возродились, а отвечать за них стал «Красгорпарк».
«Знаковые общественные пространства, доминирущая часть которых находится в центральной части Красноярска, не обеспечены возможностью спокойно ставить транспорт. Люди, которые приезжают и хотят погулять, не могут припарковаться, потому что зачастую на прилегающих парковках коллапс. Чтобы упорядочить ситуацию, мы и организовываем стоянки закрытого типа, которые будут регулироваться при помощи современного оборудования — шлагбаумов и паркоматов. При оптимальном тарифе люди смогут планировать свой отдых в центре, не переживая о том, что им придется кружить по 30 минут в поисках свободного места», — говорил тогдашний руководитель «Красгорпарка» Александр Митрошкин.
Место раздора
Идея платных стоянок возле мест отдыха вроде бы прижилась, по крайней мере, ярых нареканий и критики со стороны общественности не было.
Ситуация изменилась с появлением в ноябре 2022 года платной парковки на Красной Армии: место популярное, вечно заставленное машинами приезжающих по делам горожан. Парковкам здесь пришлось несладко. Для начала горожане не поняли, как ими пользоваться. Некоторые водители называют систему непонятной, а другие утверждают, что она функционирует со сбоями и иногда начисляет и списывает плату за большее время, чем то, которое машины в действительности провели на стоянке. В итоге мэрии пришлось записать видеоинструкцию о правилах пользования парковкой.
В начале февраля этого года с проблемой столкнулся депутат краевого ЗС Илья Зайцев. В своем телеграм-канале он рассказал, что в 16:47 припарковал на улице Красной Армии свой автомобиль, сходил в супермаркет и выехал с места в 17:03. Но приложение продолжало показывать, что авто стоит на парковке. В 17:04 он позвонил в службу поддержки, где ему ответили, что «через пару минут сессия закроется».
«Не закрылась. Обнаружил, что простоял на парковке, по мнению системы, почти 2 часа. Мне не жалко 25 рублей, но вопрос — сколько таких лишних часов начисляет система? И исправят ли проблему? Я не про свой случай, я про системный подход, — отметил Илья Зайцев. — Вопрос службы поддержки поставил меня в тупик: „А зачем вы парковку оплатили?“. Например, чтобы завтра утром не было неоплаченных счетов. Совет только один: фиксируйте фактическое время выезда. Уже был случай перед новым годом, когда стояли 30 минут, а выставили за 4 часа 30 минут. Сразу обозначу позицию — платные парковки позволяют оставить автомобиль рядом с местом, куда тебе нужно. И развивать этот проект точно необходимо. Но важно сделать так, чтобы было удобно и прозрачно».
Урбанисты — за, горожане — против
Многие автомобилисты предпочли и вовсе не разбираться в тонкостях организации парковки, а решили просто сломать замки-блокираторы. Как рассказали в Управлении дорог и благоустройства, в полиции находится уже 22 заявления по факту актов вандализма, а общий ущерб составил почти 3 миллиона рублей.
Несмотря на это, общественники и урбанисты отмечают, что платные парковки городу нужны. Вопрос в их реализации. Так, красноярский архитектор Антон Шаталов недавно высказался за то, чтобы парковки в городе были платными. Он напомнил, что городская территория — дефицитный ресурс, поэтому автомобиль в городе не должен рассматриваться как средство передвижения, он должен быть роскошью.
«Важно осознать, если у меня есть автомобиль, то его содержание — моя проблема, а не проблема города. От платной парковки в первую очередь выигрывает сам автомобилист, поскольку гарантировано получает парковочное место. Такса позволяет регулировать парковочный спрос и предложение. Дифференцированный тариф лишь определяет удаленность парковки от места, куда человека направляется. Всегда можно найти место подешевле или бесплатно, если хочется сэкономить и не прочь прогуляться», — пояснил архитектор.
При этом сам Шаталов в январе этого года лично протестировал злосчастную платную парковку на улице Красной Армии и столкнулся со сбоем системы, из-за которого он заплатил в два раза меньше. Он отметил, что система подобной парковки рабочая, не очень сложная, но она всё же кажется ему архаичной.
«Пластиковые столбики — расходный материал, их будут постоянно сшибать. Городу придется ставить новые, чтобы улица не выглядела неопрятно. Люди пока неохотно пользуются платной парковкой, а просто бросают машину в полосе под знаком или встают на инвалидные места. Не уверен, что именно эту систему стоит масштабировать на весь город. Для улиц более интенсивных, чем Красной армии, она точно не подойдет», — пояснил архитектор.
Парковки вне закона
Одновременно с этим УФАС и вовсе признал платные парковки вне закона. По мнению антимонопольщиков, администрация города наделила МАУ «Красгопарк» правом заниматься парковками на территории Красноярска «в целях создания условий для комфортного посещения населением общественных пространств» и передала для этого несколько земельных участков. Хотя, как утверждает УФАС, заниматься такой деятельностью муниципальное учреждение не имело права. Специалисты управления выяснили, что другие участники рынка, которые могли бы выполнять эту работу, попросту не имели доступа к территориям.
«Красноярское УФАС выявило, что действия администрации города не соответствуют нормам закона, поскольку автономное учреждение может быть создано в прямо указанных законом сферах, к которым деятельность стоянок не относится. Таким образом, администрация создала неправовой доступ МАУ „Красгорпарк“ на этот рынок, что привело к созданию дискриминационных условий для других субъектов, действующих на этом рынке, вследствие исключения конкурентной процедуры», — говорится в сообщении антимонопольщиков.
В Красгорпарке с этим не согласились, обосновав это тем, что по уставу учреждения одна из целей размещения стоянок — это комфортное пребывание населения на общественных пространствах и, соответственно, никакого нарушения законодательства здесь нет.
21 февраля пройдет суд, который возможно, поставит точку в споре учреждения и УФАС. Но, как говорят в мэрии, платить за парковку всё равно придется — вне зависимости от того, кто будет их оператором. Будем надеяться, что горожане парковаться за деньги привыкнут и хотя бы перестанут ломать оборудование. А вы как считаете, нужны городу платные парковки?
Интернет-газета Newslab