Сложная работа за небольшие деньги
Много ли зарабатывают педагоги и учителя? Увы, но высокооплачиваемой эту работу точно не назовешь. Откровенно о том, сколько получают в образовании, Newslab рассказала социальный педагог из Красноярска.
«В 2012 году — сразу после окончания школы в деревне под Красноярском — я поступила в КГПУ им. В. П. Астафьева. Училась по специальности „Социальная педагогика и психология“. Учиться было легко и интересно, так что вуз я в 2015 году благополучно закончила: за всё время учебы было максимум две пересдачи и никаких долгов по итогам сессий», — поведала героиня.
Она работала с детьми с непростыми диагнозами: расстройствами аутистического спектра (РАС), детским церебральным параличом, умственной отсталостью и хроническими заболеваниями, которые не затрагивают интеллект.
«Работа сложная, и не только морально: прогресс у детей с такими тяжелыми нарушениями зачастую увидеть сложно, несмотря на все усилия педагогов, ведь курс обучения длится всего 1,5 месяца, а семья имеет право только на два таких курса в год (на большее просто не хватает специалистов и муниципальных образовательных центров). Кроме того, после курса обучения родители не всегда прислушиваются к нашим советам и ребенок, соответственно, теряет почти всё, чему его научили».
В 2019 году заработная плата составляла всего 22 тысячи рублей.
Всегда хотела быть учителем
Учитель русского языка и литературы — едва ли не самый важный педагог во всем школьном курсе. И идут сюда, конечно, по призванию. Newslab отыскал «учителя от бога» и взял у него интервью.
Я хотела быть учителем класса с восьмого: уже в этом возрасте успела поработать аниматором и поняла, что мне нравится работа с детьми. Поскольку моя душа лежала к литературе, я выбрала филологическое направление в педагогическом университете. Я понимала, что в профессии не будет заоблачных зарплат, но тогда, в 17-18 лет, я вообще об этом не думала. А когда училась, решила, что мне нравится работать с ребятами подросткового возраста. Когда окончила университет, отправилась в школу.
О проблемах с детьми и претензиях родителей. Удручает, что никто не разговаривает о проблемах с детьми: если ребенок был отличником когда-то, он должен им остаться, а если не получилось, то виноват учитель. Мало кто приходит, чтобы узнать реальную причину, почему у ребенка снизилась успеваемость, и попросить совета. В основном это всегда претензии.
Жалобы, жалобы, жалобы: родители могут писать их анонимно, даже не выясняя подробностей ситуаций с глазу на глаз. Разговаривать, выяснять, в чем проблема — это действительно сложнее, чем писать жалобы. Часто это способ выплеснуть негатив: я не знаю ни одной жалобы, которая бы подтвердилась на уровне проверок Минобра или администрации.
О современных детях. Очень разные. Иногда кажется, что они будто подбираются классами: в одном могут учиться очень добрые, забавные, но не самые сильные в плане обучения дети, а в другом — требовательные, талантливые и умные ребята, почти все отличники. Есть дети-лидеры, дети хитрые, гиперактивные, тяжелые, а есть наглые.
Это мое призвание
Но, конечно, есть и педагоги, которые очень даже довольны своей работой. Героиня Newslab Елена Карл прошла долгий путь, прежде чем прийти в школу. И не просто в школу, а учреждение, где учатся особые дети.
О работе и призвании. С детства я была вдохновлена работой с растениями и очень увлекалась занятиями ботаникой. Но одновременно с этим мне очень нравилось общаться с людьми, особенно с детьми. И я считаю, что так звезды сошлись, что я могу работать и с природой, и с ребятами. Эта работа приносит мне только позитив, я всегда прихожу с хорошим настроением.
Как работать с детьми с особенными потребностями? «Все дети очень добрые, они улыбчивые, от них всегда идет отдача. На наших уроках все успешны, и каждый может найти себе занятие по душе — кому-то нравится высаживать растения, кому-то протирать листья, а кто-то может составлять флористическую композицию. И мне нравится, что я как педагог постоянно развиваюсь, а не преподаю одно и то же несколько лет подряд. Мы часто сотрудничаем с другими учреждениями — например, с аграрным университетом, со станцией Юннатов и изучаем новые технологии.
Стояние на коленях и арест в карцере
Жалуетесь на современное образование? Посмотрите, как учили 200 лет назад. Newslab изучил архивы и узнал, какое в те времена было начальное образование, и кто жертвовал деньги на содержание училищ и гимназий.
Какие школы были? В Красноярске первая школа была «латинской», для обучения детей духовенства. Ее открыли в 1759 году, и набрали 30 учеников. До этого детей духовенства учили дома, а затем отправляли в Тобольск сдавать экзамены. Но школа не прижилась — через два года ее перевели в Енисейск, так как родители настаивали, что отправлять детей в Красноярск очень дорого.
А детей наказывали? Еще как! Для учеников, «неисправных в поведении», служили, кроме замечаний, следующие взыскания: стояние на коленях в классе, стояние на месте и у доски во время урока, удаление из класса, оставление в классе после уроков минимум на четверть часа и максимум на час, арест в карцере на один день, арест в карцере на три дня, строгий выговор в присутствии совета с угрозою исключения и, наконец, исключение из гимназии.
Учились и женщины, но не сразу. Первое женское учебное заведение в губернии было открыто в Енисейске в день коронования Александра II — 26 августа 1860 года.
Не только учитель
Конечно, педагоги — это, прежде всего, люди, у которых помимо работы есть еще и хобби. Newslab изучил, какими необычными занятиями занимаются учителя в свободное от работы время. Результаты вас удивят.
Учитель биологии и хендлер. Да, такой педагог есть в гимназии № 14. Анастасия преподает в школе уже 17 лет. Три года назад ребенок попросил собаку, и семья взяла золотистого ретривера. А через какое-то время в доме появился еще щенок. Животных отдали на курс собачьего послушания у дрессировщика. Но позже Анастасия сама начала осваивать профессии грумера и хендлера — специалиста по демонстрации собак на выставке.
Учитель физики и супермама. Педагогический стаж Ирины Стельмашенко — 9 лет. В 31-й школе она работает учителем, завучем по учебно-воспитательной работе и ведет классное руководство. А еще Ирина — многодетная мама с тремя ребятишками. Ирина Сергеевна — финалист районного этапа конкурса «Супермама — 2019», победитель городского конкурса «Супермама — 2021», обладательница титула «Миссис зрительских симпатий» конкурса Миссис Красноярский край.
В День учителя педагоги получат множество приятных слов, поздравлений и презентов от благодарных учеников и коллег. А вы помните своих школьных учителей? Делитесь воспоминаниями в комментариях!
С поздравлениями и благодарностью всем учителям, ваш Newslab