Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Я тоже был жертвой буллинга»: Алексей Екс о жизни до и после КВН, «Уральских пельменях» и работе над сериалами

«Я тоже был жертвой буллинга»: Алексей Екс о жизни до и после КВН, «Уральских пельменях» и работе над сериалами

26.03.2024
7
Алексей Екс — актер и автор команды КВН «Левый берег» (Чемпионы Премьер-лиги 2003 г., четвертьфиналисты Высшей лиги 2004 г.), автор более 150 команд КВН и шоу «Уральские пельмени», участник проектов «Смех без правил», «Убойная лига», сценарист сериалов «Плакса», «Евгенич», «Камера! Мотор!».

30 лет в КВН — серьезный срок. Как изменилась ваша жизнь с уходом из клуба? Следите за тем, что происходит на сцене сейчас?

От редакции: в 2022 году Алексея Екса отстранили от работы с региональными лигами КВН после того, как он, курируя лигу в Санкт-Петербурге, одобрил номер команды «Трикс» с песней про иностранных агентов на мотив хита Аллы Пугачевой.

Сейчас я осваиваюсь в новой среде обитания — мире кино и сериалов. Я бы сказал, что в моей жизни происходят самые значимые перемены за последние 15 лет — с момента переезда в Москву. Я словно «откатился» назад, во времена, когда надо учиться, читать, получать новые навыки и знания. Правда, теперь это сплошная практика и, всё-таки, оплачиваемая. У меня есть несколько идей для книг, и когда есть свободное время, я одну из них пишу. А мог бы и две писать.

Материалы по теме
Топ команд КВН Красноярска
Самые известные и смешные

Слежу за командами клуба веселых и находчивых выборочно — играют и пишут друзья, знакомые, да и любой человек, занимающийся творчеством, должен хоть иногда в КВН заглядывать. Весь прошлый сезон я сопереживал команде КВН «Флэш Рояль», это абсолютный андердог, ставший чемпионом. Хорошая история для 2020-х годов.

Слежу, конечно, и за красноярскими командами. Жаль, что никого из красноярцев не было во втором туре фестиваля КВН в Сочи. Все ушли в стендап?

Алексей Екс и Александр Масляков

С 2016 года вы пишете для шоу «Уральские пельмени»: в чем главный секрет популярности проекта и как вы в него попали?

Это почти детективная история — в январе 2016 года на фестивале КВН в Сочи мы сидели в холле гостиницы «Марриотт» и пили кофе с Романом Богдановым (ТВК, СФУ, команды КВН — от «Сибирских монахов» до «Так-то»). В какой-то момент к нам присоединился Андрей Рожков. Никакого подтекста про «работу» в разговоре не было, просто болтали о юморе, Сочи и горных лыжах. Потом пришел Александр Попов, и, когда все начали расходиться, он, практически по секрету, спросил: «Будешь с нами писать?» Я согласился, что было подкреплено еще одной встречей уже не с кофе.

Через час после этого разговора подошел... Сергей Нетиевский, который тоже приехал на фестиваль искать авторов. Я честно ему сказал, что уже задействован в «Пельменях». Такие вот «танцы» на фестивале КВН — не редкость. Я и в Москву так переехал после разговора с Сангаджи Тарбаевым (сейчас депутат Госдумы РФ — прим. ред.).

«„Уральские пельмени“ стали привычкой для миллионов зрителей», — отмечает Алексей Екс. На фото: Дмитрий Соколов и Ксения Корнева
Источник: pelmeny.net

Работа над программами «Смех без правил», «Убойная лига», годы жизни в КВН — вы в большом юморе уже много-много лет. Какая она — тусовка медийных и смешных?

Я с ужасом понимаю, что так давно в этом всем «тусуюсь», что в ответ на этот вопрос можно писать книгу. Если брать клуб, то раз в 3-5 лет меняется КВНовское поколение, и в каждом поколении есть некоторый «мейнстрим» — куда идти после клуба? В 90-е уходили на ТВ-6 или в сценаристы «Песен года», затем — в Comedy Club и адаптировать сериалы, потом — в «Убойную лигу» и скетч-шоу, потом — в Comedy Battle, стендап, вайны, импровизацию... Думаю, в моменте есть КВНовская тусовка, а потом все разбегаются в некие «корпоративные анклавы» по принципу того, кто с кем работает или дружит более узкими кругами.

Общее качество тех, кто добивается успеха в юморе — это, безусловно, упорство. Год назад я писал статью про мир стендапа, и это какой-то каторжный труд — по 5-10 выступлений в неделю, чтобы обкатать программу, хоть что-то заработать и попасть в эфир ТНТ или большой стендап-клуб. Сейчас студентов больше напрягают учебой, ставят баллы за посещение и прочее, поэтому, возможно, у них меньше времени на юмор. Надо очень верить в свой талант и быть упертым и упорным, чтобы не опускать руки после первых неудач и поражений.

Как сценарист вы сейчас заняты в нескольких фильмах и сериалах. Успеваете жить жизнь?

В кино штука в том, что для тех, кто им занимается, это и есть жизнь. В этом нет никакого пафоса или позы, это просто факт. Очень часто вторые половинки киношников не выдерживают такой жизни и уходят. Это очень частая история. Как у КВНщика любая жизненная ситуация может стать шуткой, у стендапера — битом, так и у сценариста что угодно может попасть в сюжет. Персонаж может быть «сплавом» из вашего отца, школьного друга и героя книжки, которую вы читали 25 лет назад. Мне кажется, придумывать людей и их жизнь — самое увлекательное занятие.

Есть банальный рекламный слоган — «Just do it». В первой же серии большого проекта, который мы написали год назад, была пятиминутная сцена, как в кино. В сериалах сцены обычно короче, но эту сцену приняли, и у меня в голове щелкнуло — «так можно, продолжаем!»

Алексей Екс с руководителем КВН Узбекистана Умарбеком Рахманкуловым в Самарканде

Я с 1998 года, с момента прихода в газету «Комок», знаком с понятием «дедлайн». Но 50-минутную серию не написать за одну ночь, поэтому у меня таких дедлайнов четыре — по 10-12 минут в день. Вдохновение — это бонус, а не условие работы. С вдохновением ты делаешь всё легче, быстрее и смелее «раскрашиваешь» повествование. Но технология производства сценария такова, что к моменту расписывания диалогов уже ясно, о чём должны быть каждая сцена. Это очень помогает.

Сейчас у вас много совместных проектов с Сергеем Жуковым. Какой он человек, и как вам с ним работается?

Сергей — это тот человек, чей интерес к миру кино привел к созданию «Руки вверх продакшен». Пилот сериала «Евгенич» писался и снимался на личные деньги Сергея Жукова. И первый же блин оказался не комом для канала «Пятница». В сценарной комнате у нас бывают споры, но у Сергея есть бесспорное знание аудитории от 5 до 65 лет и чуйка на актуальность той или иной темы. Работается очень комфортно — наш офис больше похож на квартиру с диванами, массажными креслами, тапочками и кофе-машиной. Собираемся часам к 12-13 и творим. В принципе, для полного кайфа не хватает только моря за окном.

23 февраля в «Руки вверх продакшен»

Не знаю, влияет это или нет, но у нас в окружении очень много людей под знаком Близнецы. Когда мы синхронно опаздываем на работу на полчаса, я всегда говорю: «Мы — команда!» Это значит, на час дольше посидим.

Сериал «Плакса» — что будет дальше? А вы сталкивались с травлей в школе, университете или во взрослой жизни?

От редакции: музыкальный сериал «Плакса» — о школьном буллинге, первой любви и поисках счастья. Трейлер сериала можно посмотреть по ссылке.

Естественно, про второй сезон сериала я ничего не расскажу. Но все, кому кратко «питчили» события сезона, в один голос говорили: «Что-о?! Да ну нафиг, правда это будет?!» Знаменитый красноярец Ваня Дмитриенко, узнав о судьбе своего героя Никиты, был очень взволнован и не сразу поверил в то, что там будет происходить. Вот так я вам ничего не рассказал, ждите!

У меня тоже был в жизни опыт буллинга — в восьмом классе я перешел в новую школу, и толстый очкарик-ботаник должен был хоть что-то получить от коллектива. Но потом то КВН, то бесконечная писанина сочинений одноклассникам, то ещё какие-то активности. Так в итоге всё и сложилось хорошо. Это были 90-е, крайне нервное время в целом.

Еще один ваш проект на ТНТ — сериал «Камера! Мотор!». Кому пришла идея поностальгировать по романтике видеосалонов?

От редакции: комедийный сериал «Камера! Мотор!» — о сотруднике видеосалона Николае Виденине, который в 1991 году по нелепой случайности попал в колонию-поселение и начал снимать там ремейки голливудских фильмов — «Терминатора», «Охотников за привидениями», «Красотки» и других. Трейлер можно посмотреть по ссылке.

Идею сериала придумал наш генеральный директор и мой давний друг и соавтор Вадим Бакунев (в прошлом — команда КВН РУДН). А лес лучше всего снимать в лесу, поэтому весь караван киногруппы поехал в леса под Тверью. Хочется сказать спасибо Тверской области за гениально сыгранный в кадре Красноярский край. Авторы сценария — наши друзья из Новосибирска, это был маленький реверанс нашему продакшену, где несколько человек из Красноярского края и из КВНа. Так уж вышло.

Я шесть смен был автором на площадке — это тот человек, который помогает режиссёру довести все формулировки и интонации до идеала. Иногда хорошо написанная реплика не звучит именно от конкретного актёра, нужно на месте менять текст. И тогда ты срываешься с уютного кресла на плейбеке и скачешь козликом, сочиняя новый вариант текста.

Сериал еще идет в эфире, поэтому выводы делать пока рано, у премьерных серий хороший рейтинг, будем ждать общей картины. Знаем, что зрителям наш сериал нравится. Причем, как тем, кто бывал в видеосалонах, так и тем, для кого все эти Робокопы — бабушкины сказки.

Над чем еще сейчас работаете?

Один фильм — это комедия, чисто семейная, о важности взаимодействия поколений. У нашего продакшена есть слоган — «Объединяя поколения», придумали на стратегической сессии в Минске. Да, мы проводим стратегические сессии, всё как у больших серьёзных компаний... И второй фильм — тоже комедия, более смелая и провокативная, на интимную тему. Сюжеты раскрывать не могу, сценарии пишутся, есть даже кандидаты на главные роли. Здесь нужно очень тщательно продумывать каждый сюжетный поворот, чтобы это не стало пошлостью. Играем с огнём, если честно. Но это и интересно.

Я прошел отбор к Жоре Крыжовникову на воркшоп, в апреле пойду учиться. Я считаю, что Андрею Першину (настоящее имя Жоры Крыжовникова) удалось создать несколько невероятно успешных проектов в разных жанрах. Я почти не смотрел российские сериалы, но «Звоните Ди Каприо» посмотрел на одном дыхании. То же было с комедией «Горько!». В кино зал в конце аплодировал. «Слово пацана» — социальный феномен, такого не было со времён примерно «Бригады», а это 20 лет! Учиться надо у тех, кто умеет. Я вообще не думал, что у такого человека будет время что-то кому-то преподавать. В этом году повезло, надо пользоваться моментом.

Я же не ощущаю себя классным сценаристом, до этого ещё далеко. Ощущаю много разных дефицитов — приемов, ходов, понимания драматургии и психологии и так далее. Поэтому читаю много книг по сценарному мастерству, смотрю видеокурсы разных режиссеров и собираюсь учиться. Проблема всех сценарных учебников — без конкретно стоящей перед тобой задачи это всё просто абстракции. «Придумайте герою задачу». Если нет проекта, просто читаем дальше. А если у тебя есть сюжет в разработке, ты можешь несколько дней обсуждать, чего твой герой хочет, и что ему мешает этого достичь?

Еще блог ведете, там, например, есть истории со времен, когда вы работали в газете «Комок» и писали речи для мэра Красноярска...

Все мои блоги — просто «мысли вслух». Я часто пишу какие-то посты в такси, пока еду на работу или домой. Был бы за рулем — пилил бы видео из машины, как многие мои друзья и знакомые. Если есть мысли, то поделиться ими сейчас очень легко, как 4-5 сообщений написать, только не одному человеку, а нескольким тысячам.

Алексей ведет телеграм-канал «ЕКС в большом городе» и страничку на Яндекс.Дзене, где, кстати, можно почитать пару историй о его работе в мэрии Красноярска с Петром Пимашковым

А вспомните любимый текст из газеты «Комок»?

Из текстов для газеты «Комок» я могу вспомнить репортаж о Латвии с первой поездки в Юрмалу. И древний текст ко дню студента. Ее даже из газеты вырезали и передавали друг другу.

Вырезка газеты «Комок», N3, январь 2000 года

Часто в Красноярске бываете?

До пандемии приезжал два раза в год — зимой и летом. Сейчас получается только на Новый год, и это уже не какие-то тусовки, а семейный праздник или посиделки со старыми друзьями. Всё как в меме о том, что все вечеринки после 30 — это рассказы о том, какие вы раньше были весёлые. Это лишь наполовину, но всё-таки уже правда. Естественно, иногда бываю в ресторанных жемчужинах Красноярска, о которых знают даже в Москве. Но рекламировать их не будем, все и так знают.

В Красноярске у друзей из команды КВН «Шотландские гренадёры»

Если честно, для меня Красноярск изменился сразу и к лучшему, и к худшему. Полная катастрофа с экологией, после Москвы(!) в режиме «чёрного неба» реально трудно дышать. Ну а из хорошего, для меня каждая поездка по новому мосту — до сих пор приятный сюрприз. И много чего много где появляется — от набережных до парков или пресловутой лестницы в небеса.

Алексей, а какой вы человек? Как бы вы себя описали? Как вы отдыхаете, на каком «топливе» творите?

Вдохновляюсь музыкой, хорошим кино, интересными книжками. Из видов отдыха лучший — это перемена мест. Я люблю ездить как минимум в Петербург. Там даже банальное похмелье выглядит как перформанс и творческое высказывание. Но хочется поехать подальше и потеплее. Вот недавно поменял загранпаспорт. Он очень пустой и унылый, надо это исправлять.

А ещё, говорят, сценарная работа — это один из лучших видов психотерапии. Очень помогает абстрагироваться от всего, что происходит, и пожить в параллельном мире, где ты ой как на многое можешь повлиять. Реально помогает.

Задавала наводящие вопросы Анастасия Богомолова специально для Newslab,
фотографии предоставлены героем материала

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать