Девятиэтажные школы с современным фитнес-залом
В последние годы назрел вопрос о существенных изменениях в области строительства социальных объектов. Сейчас строительство и реконструкция регулируются санитарными нормами. Их для всей страны единым документом определяет Роспотребнадзор и главный санитарный врач. В итоге он слабо учитывает климатические, национальные, культурные, языковые и другие особенности территорий.
Под спортивное ядро школы при нынешних правилах необходимо отдать гектар земли, а используется оно около трех недель в году. Все остальное время это обуза для директора — убирать снег, косить траву и поддерживать порядок. То есть школа получила территорию, которая ей не нужна.
Но мы смотрим на другие страны, где люди тоже получают среднее образование, но там нет таких требований. Мы видим старые школы, например, 21-я или 10-я в Красноярске. Они выходят фасадами на оживленные улицы, а последняя вообще не имеет спортивного ядра. Но школы прекрасные, и всё отлично работает.
А почему не сделать 9-этажную школу на одном гектаре земли с фитнес-залом высочайшего уровня и отличным оборудованием. Такой зал будет заполнен школьниками круглый год. И это будет намного дешевле, гектар земли в городе стоит сотни миллионов рублей. Но сейчас так делать мешают санитарные ограничения — школы не могут быть выше 4-х этажей для старшей ступени и 3-х этажей для младшей. Дети прекрасно умеют ходить по лестницам, можно поставить нужное количество лифтов.
Такое здание будет куда эффективнее нынешних 1,5-тысячных конгломератов. Его легче содержать, да и землю для него найти легче. Можно возразить, что это упирается в антитеррористические мероприятия, но ведь периметр в 3 га никак не защитит. Просто вместо 4-х камер потребуется поставить 44.
В растущих городах страны назрел глубокий пересмотр подходов к школьному и дошкольному образованию!
Инициатива сверху
Вопрос о появлении в городе качественного искусства связан в первую очередь с уровнем культуры самих горожан, их запроса на это. Но пока очень часто городские скульптуры, арт-объекты и любое искусство в городе появляется как инициатива, направленная сверху вниз. Власть говорит: здесь мы шишки ставим, здесь рисуем муралы...
Мотивировать застройщиков и самих творцов на создание городских объектов можно, если бы у специалистов нашего управления архитектуры было больше свободного времени. Тогда, думаю, и эту тему под себя подобрали. Управление сумело сдвинуть с мертвой точки многие вопросы.
У нас были попытки правильной интервенции хорошего современного искусства в городскую среду во времена прошлых биеннале. Особенно запомнился 2009 год. Для этого много сделал Сергей Ковалевский (зам.директора музейного центра «Площадь Мира» — прим. редакции) и его соратники. Но те времена безвозвратно ушли, время сейчас сложное.
Искусство в архитектурной среде мы несколько раз предлагали в наших проектах застройщикам. Недавний пример — жилой район Лалетино. На площади мы предлагали разместить абстрактную скульптуру работы Антона Тырышкина. Пока застройщик пошел другим путем. Хотя вернуться к этому никогда не поздно.
Я с трудом смогу назвать пример хорошей городской скульптуры, появившейся в Красноярске за последние 20 лет. У нас либо какие-то мемориальные комплексы в стиле реализма, либо ужасное слово «арт-объекты», а нормальной современной скульптуры нет. Ротонда у музея хороша. И очень нравилась «Родина-мать» Василия Слонова в виде ржавой матрешки, там же.
Неплохи некоторые муралы, посвященные известным красноярцам. Не все они хорошо сделаны с художественной точки зрения, иногда похожи на отфотошопленные фотографии. Но, например, недавний Юдин и Гадалов неплохо получились. Хотелось бы, чтобы не просто переносили на стену старый снимок, а творчески переосмысливали героя.
Круто смотрятся абстрактные муралы, которые делали художники в рамках фестиваля «КРАСЬ» Юры Аверина. Это еще и очень хороший способ улучшить существующую среду, разбавив ее уныние. Фрески в городе оживляют глухие поверхности и добавляют содержания. И хорошо, что это не вечная тема, а требующая обновления.
Новая жизнь старых вещей
Важно вовлекать в градостроительную деятельность сложные территории с ИЖС. В Красноярске это, например, Николаевка. Со своими туалетами во дворах и пыльными помидорами на грядках она до сих пор живёт в доиндустриальном прошлом.
Это тупиковая ветка развития для центра города, которая должна исчезнуть. Очевидно, что в ближайшие 10 лет территория ИЖС сократится в 2-3 раза. Это естественный процесс.
Есть также гаражные массивы. Они занимают много места, и это темные пятна на территории города, которые тоже должны исчезнуть. Эти земли нужно вовлекать в градостроительную деятельность. Я большой сторонник того, чтобы город не растягивался, а концентрировался и становился более эффективным. Компактность позволит сделать его связанным, создать более качественную пешеходную среду, чтобы люди меньше зависели от личного транспорта.
И в этой логике новая жизнь объектов капитального строительства — это правильный подход. Это уже происходит, но пока не в том объеме, как бы хотелось.
Наши коллеги — проектная мастерская «А2» — выступили с идеей преобразования ЭВРЗ. Это инициативная работа, ее никто не заказывал, архитекторы просто раскопали в не самом эффективном производстве шедевр индустриального зодчества, который мог бы стать связью «двух берегов Транссиба» и новым полноценным районом с арт-кластером. А само производство может намного эффективнее существовать за городом.
Развивается сейчас «Квант». Мы когда-то для него делали проект перезагрузки торгового комплекса в более современный вид. А теперь это креативное пространство, во дворе которого проводятся выставки и фестивали. Появилась многоуровневая парковка с первым этажом, где будет огромный фудкорт. Такая палитра функций делает место насыщенным и всегда интересным. И такого в Красноярске становится больше, конкуренция растет. Меня печалит только то, что всё это происходит слишком медленно.
В городе много правильных тенденций, но успешные практики нужно тиражировать. Например, в последние годы Красноярск привел две свои центральные улицы — Мира и Красной Армии — к современным стандартам благоустройства. Сейчас мы делаем проекты всех поперечных улиц центра.
А к юбилею Красноярска необходимо завершить их обновление, заново пересобрать центр. Надо сделать так, чтобы приоритет движения был у человека: пешеходы, альтернативная мобильность и общественный транспорт. Автомобили с парковками тоже, но приоритет должен быть у пешехода. Тогда у нас будет совершенно другой центр, это будет город, в котором хочется жить и постоянно находиться.
Беседовала Анна Кравченко специально для Newslab