Главная боль туриндустрии
Развитие внутреннего туризма в России сталкивается с двумя ключевыми проблемами, общими для большинства регионов: нехватка современной инфраструктуры и острый дефицит кадров. Эти вопросы стали центральной темой обсуждения на встрече в правительстве Красноярского края, где собрались депутаты Госдумы, представители федеральных министерств и участники туристического рынка.
Председатель профильного комитета Госдумы Сангаджи Тарбаев отметил, что Красноярский край может служить примером успешного взаимодействия государства и бизнеса в туристической сфере. Однако даже здесь, несмотря на растущий турпоток и активное строительство новых объектов, проблема нехватки квалифицированных сотрудников стоит очень остро.
Идея создать на базе региона федеральный центр компетенций стала главным итогом встречи. Депутаты и представители профильных министерств поддержали инициативу, которая поможет готовить специалистов для всей страны.
«Мы подняли тему подготовки кадров, поскольку в Красноярске уже есть успешный опыт Института гастрономии. В результате нам удалось получить согласие и от депутатского корпуса, и от профильных министерств. Теперь можем работать над тем, чтобы в Сибири появился свой центр компетенций в сфере туризма широкого профиля — от отельного дела до туроператорской деятельности», — отметил Сангаджи Тарбаев, председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Не только заводы
Выбор Красноярска в качестве площадки для федерального образовательного проекта не случаен. Регион за последние годы сумел сломать стереотип о себе как о сугубо промышленной территории. Край обладает уникальным туристическим потенциалом, ведь это единственный в России город-миллионер, расположенный на территории национального парка.
У региона уже есть успешный опыт в подготовке кадров — Институт гастрономии СФУ, аналогов которому немного даже в мире. Сегодня перед регионом стоят амбициозные цели: добиться 60-процентного роста турпотока и значительно увеличить количество гостиничных номеров. Для этого в крае действует специальная госпрограмма, которая включает различные меры поддержки инвесторов.
«Развитие туризма — наш стратегический приоритет, позволяющий диверсифицировать экономику и повысить качество жизни. Уверен, что создание в Красноярске федерального образовательного центра гостеприимства станет ключевым вкладом в решение общеотраслевой кадровой проблемы», — подчеркнул глава региона.

Эту трансформацию поддерживают не только власти, но и крупный бизнес. Так, компания «Норникель», работая в Арктической зоне, реализует сразу два масштабных туристических проекта: кластер «Затундра» в Красноярском крае и «Валла-Тунтури» в Мурманской области. А созданный компанией в Красноярске фанпарк «Бобровый лог» уже стал крупнейшим горнолыжным комплексом в черте города-миллионника, который ежегодно посещают более 600 тысяч человек.
«Создавая инфраструктуру, компания не только участвует в развитии туризма, но и способствует подготовке кадров для сервисной экономики и горнолыжной отрасли, включая механиков и инженеров, работающих с подъемными машинами и механизмами», — отметил Константин Нестеров, генеральный директор ООО «Роза Хутор» и советник первого вице-президента ПАО «ГМК «Норильский никель».
За последние годы здесь появились новые точки притяжения, такие как самая длинная в стране лестница на Торгашинский хребет, смотровая площадка на Николаевской сопке и экопарки.
«С точки зрения природных достопримечательностей наш край ничем не хуже соседей. У нас есть Енисей, Ергаки, исторический Енисейск — важно всё это „упаковать“ и создать условия для гостей», — рассказал Александр Новиков, председатель комитета по спорту, молодежной политике, туризму и развитию общественной среды Законодательного собрания Красноярского края.

Больше не значит лучше
Северные олени, вездесущие комары и богатые туристыСоздание образовательного центра — это не только решение кадрового вопроса, но и часть большой стратегии по формированию новой экономики впечатлений. По словам экспертов, сейчас спрос на путешествия по России заметно превышает предложение, что напрямую влияет на рост цен. Увеличение числа качественных отелей, глэмпингов и туристических баз поможет сбалансировать рынок.
В то же время не все туристические направления должны становиться массовыми. Уникальные и хрупкие природные территории, такие как плато Путорана, требуют особого подхода. Развитие туризма здесь должно быть нацелено не на количество, а на качество и эксклюзивность, чтобы сохранить природу.

«Главный капкан — думать, что чем больше турпоток, тем лучше. Туризм — это экономика. И, на мой взгляд, северные проекты не должны быть легкодоступными. Это должно быть дорого и эксклюзивно. Если мы создадим условия, при которых миллионы поедут на Север, это огромная антропогенная нагрузка. Такой продукт не может быть массовым», — поделился мнением Сангаджи Тарбаев.
Массовый же туризм, по мнению экспертов, государство должно развивать в других направлениях, обеспечивая право на отдых социально незащищенным группам граждан, таким как дети, пенсионеры и ветераны.
Все предложения, озвученные в ходе встречи, будут включены в проект рекомендаций, которые сейчас разрабатывает комитет Госдумы по туризму.
