В ролях: Майкл Сталь-Дэвид, Джессика Лукас, Ти-Джей Миллер, Майк Фогель, Одетт Юстман, Лиззи Каплан
Продолжительность — 85 м
Наверное, кто-то должен был до этого додуматься. Особенно сейчас, когда камера — ну, та, что смотрит в мир — больше не телевизионная, а встроена в мобильник каждого второго. В таких условиях слияние фильма-катастрофы и субъективной съемки изнутри было всего лишь вопросом времени. С этим, правда, связано и некоторое ограничение целевой аудитории — «Монстро», примерно в той же степени, насколько новая «Ирония судьбы» была адресована зрителям Первого канала, апеллирует к тем, кто предпочитает YouTube.
Обязанности первопроходца в этом направлении взял на себя Джей Джей Абрамс, создатель сериалов «Шпионка» и «Остаться в живых», режиссер третьей «Миссии невыполнимой» — и, по собственному признанию, большой любитель «Годзиллы». Именно он придумал основную идею фильма, в котором рассказ о вторжении в Нью-Йорк гигантского чудовища неизвестного происхождения рассказывается с точки зрения простых жителей города, волей случая вовлеченных в эти события. Под чутким руководством Абрамса «Монстро» ловко оброс по-настоящему занимательной рекламной кампанией — первые ролики фильма демонстрировались совсем без названия, герои фильма вели дневники в Интернете (преимущественно на MySpace), историю отношений главных героев можно было проследить по специальному видео-блогу, и так далее, и тому подобное. Всё это было всерьёз увлекательно, но вот беда — Абрамс, по собственной традиции, страшно увлекся процессом, да так, что немножко забыл о результате.
Практически во всех своих работах — и в «Шпионке», и в «Миссии», и в особенности в «Остаться в живых», Абрамс в первую очередь занимается тщательной полировкой какого-нибудь давно известного приёма, доводя его практически до абсолюта. В этом своём пристрастии он отчасти напоминает ловкого фокусника, которого сама технология блистательного обмана публики завораживает куда больше, нежели конечный эффект от трюка. Вернее, он свято уверен, что все эти приёмы, отполированные до обнажения чистой внутренней механики, столь же интересны зрителю, сколь и ему самому — что, говоря начистоту, не совсем так. Так же, как «Остаться в живых» к определенному моменту начинает неуловимо раздражать своим безжалостным построением сюжета, так и «Монстро» доходит до места, когда момент упоения неожиданной техникой проходит, и начинаешь задавать фильму вопросы, на которые он не совсем готов отвечать.
Например — с чего вдруг фильм по структуре, в общем-то, прилежно следует стандартной колеей ужастика про симпатичных, но слабо запоминающихся молодых людей, дохнущих через приблизительно равные промежутки времени? То есть, в формате короткометражки минут этак на 30-40 вполне можно было бы выдержать тот лютый драйв, который присутствует в фильме поначалу и мог бы легко сгладить все сценарные огрехи. В принципе, и в таком виде «Монстро» — вполне увлекательный аттракцион, выходящий в некоторых сценах (в тоннеле метро с мелкими тварями, или в квартире раненой девушки со штырём) на очень высокий уровень. Но это не новаторство, нет. Просто очередное очень грамотное и качественное мошенничество.
Вердикт Кочерыжкина — занимательный жанровый эксперимент, превратившийся в качественный и славный аттракцион.