Режиссер — Карен Оганесян
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян
Продолжительность — 110 м
Психологический триллер про встречу исписавшегося писателя-детективщика и хладнокровного киллера, являющийся по совместительству экзистенциальным размышлением о природе творчества — материя, казалось бы, чересчур башковитая и неподъемная для нового русского кино. А вот вам, пожалуйста, художественный фильм Карена Оганесяна «Домовой», где всё это самое представлено строго по описи — и триллер, и киллер, и экзистенциальное размышление. Не по всем пунктам, правда, удалось попасть точно в дамки, но в любом случае — по большей части «Домовой» исполнен довольно легко и виртуозно.
Разворачивая не самую, прямо скажем, непривычную историю о писателе средней руки в кризисе, который в поисках вдохновения начинает ходить по лезвию ножа под чутким руководством немногословного киллера-искусителя, Оганесян проявляет поразительную для отечественного постановщика сдержанность. Сочетая чисто криминальную историю с метафизикой, он, тем не менее, до последнего держится чисто жанровых условностей, не позволяя интеллектуальной составляющей окончательно перевесить криминальный сюжет. Да, персонажа Машкова можно воспринимать по-разному — можно в качестве этакого персонального Тайлера Дердена для мямли-писателя, а можно и как идеальную музу, о которой, наверное, мечтает любой крепко застопорившийся творец. Чтобы пришла, несколько раз больно стукнула головой об стол, а потом посадила на цепь и под страхом смерти близких заставила бы за два дня закончить всё то, в чём бестолково вяз месяцами. Но в том-то и тонкость, что Оганесян предлагает эту версию, но не настаивает на ней — «Домовой» отлично идёт и в качестве криминального триллера, не отягощенного двойным дном. Причём криминал у Оганесяна поставлен довольно искусно — в том, что касается динамичного действия, он тяготеет скорее к гипнотической размеренности Майкла Манна, нежели к громыхающей пиротехнике Майкла Бэя. Он, конечно, пока ещё далеко не Манн, но в любом случае такого уверенно и в то же время неглупо поставленного экшена у нас попадается не так уж много.
Единственное, в чём в «Домовом» случился весьма существенный прокол — это в его главном герое, писателе средней руки Антоне Праченко. Хабенскому как-то подозрительно везёт на роли бесхребетных ничтожеств (см. хоть «Иронию судьбы», хоть «Дозоры») — и здесь он играет что-то примерно такое же. Человека, который, в общем-то, сам виноват во всех своих проблемах, но только вместо того, чтобы мужественно в этом себе признаться и начать их разгребать, он предпочитает размазывать сопли и винить всех подряд. Запускание столь сложной сюжетной пиротехники ради творческого перерождения такого вот не самого приятного персонажа выглядит страшной растратой ресурсов. Периодически на различных этапах издевательств над ним немногословного загадочного киллера, отлично исполненного Машковым, чувствуешь подленькое желание, чтобы он, наконец, и правда замочил эту сволочь. Но нет, будет непременный хэппи-энд, в котором писателишка таки найдёт в себе силы набрать в ноутбуке слово «КОНЕЦ». Впрочем, если получится принять предлагаемые фильмом правила игры — в конце концов, талантливые творцы совершенно не обязаны быть при этом милейшими людьми — то в «Домовом» есть, от чего получить массу удовольствия. Особенно по меркам последних достижений отечественного кино.
Вердикт Кочерыжкина — на редкость недурственный атмосферный триллер про муки творчества