Главная
>
Статьи
>
Культура
>
БФМ-finale: Всё лучшее детям

БФМ-finale: Всё лучшее детям

29.03.2010
11

В воскресенье как-то разом попал сразу на несколько детских программ. Детей в зале было много, и слушать, каким образом они реагируют на происходящее на экране или в зале, было отдельным удовольствием.

Сначала посетил мастер-класс замечательного и маститого кукольного аниматора Марии Муат. Мария Андреевна в анимации с середины 70-х, и до мастер-класса мы с ней замечательно поболтали о прошлом и будущем отечественной анимации (интервью выставим в ближайшее время) — а на самом мастер-классе она показывала свои мультфильмы, учила делать собачек из фольги и показывала, как выглядят и работают мультипликационные куклы. Судя по небольшой выборке её работ, как режиссер она просто фантастическая — вы, кстати, точно видели как минимум один её фильм, знаменитую «

ворону». При этом её работы очень разные — она показала нам и лирического, душевного «

» по рассказу Алексея Толстого, и истерически-энергичную «

о глупом мышонке» по знаменитому стихотворению Маршака, и изящно-хулиганскую «

Люсю и дедушку Крылова» по Саше Чёрному. Сейчас она работает над «Метелью» по повести Пушкина — и, основываясь на том, что она успела мне рассказать про замысел, я страшно надеюсь на то, что к следующему БФМ она его закончит и привезёт к нам.

Детских программ было ещё две — одна называлась «Маша и медведь» и состояла из отечественных премьер, вторая была посвящена творчеству французской студии Folimage. Две из премьер я уже видел до этого — оба мультика из цикла «Гора самоцветов», «Козья хатка» и «Егорий Храбрый». «Егория» на своём мастер-классе показывал его автор, режиссер Сергей Меринов; «Хатку», по-моему, там же показывали. Оба мультика очень славные. Ещё была одна серия нового «КОАППа» (был такой сериал в 80-е, если кто не помнит, там кукольные звери работали в организации по спасению природы; кстати, несколько серий сделала та самая Мария Муат). Новая версия выглядит, честно говоря, очень странно — причём в чём конкретно там загвоздка, я так и не сумел понять. Но вот просто на уровне сценария такое подспудное ощущение, что практически все реплики — кто в лес, кто по дрова, ерундистика какая-то, не складывается ничего. Это правда странно, особенно в свете того, что сценарий писала Ирина Марголина, работавшая и над оригинальными «КОАППами», и написавшая среди прочего ту же «Влюбчивую ворону». Загадка, короче.

Ещё были две серии

про Машу и медведя — это такие дико бодрые коротенькие фильмы про чересчур энергичную девушку Машу и медведя, которому за ней вечно расхлёбывать всё приходится. Детям нравится ужасно и вообще сделано довольно круто — если абстрагироваться от мысли, что каждая серия (ну, ладно — те две, что нам показали), в принципе, срисована по ритму и интонации с «горо-самоцветовской» «

». И ещё был замечательный мультик «Жила-была муха» — такая лирическая вещь, явно навеянная гениальным назаровским «

муравья». Причем так же, как и «Муравья», «Муху» можно разбирать на цитаты на все случаи жизни — вот, скажем, юная муха с чистосердечным девичьим кокетством спрашивает у пожилого муха «Вам какое моё крыло больше нравится, правое или левое?», а мух ей в ответ этак мрачно «Мне не нравится что ты дура!» Красота да и только.

Французы из Folimage тоже были симпатичные. Смешно, правда, что в титрах работ французской студии нередко всплывали русские фамилии — так, прекрасный задумчивый мультик «Большая миграция» сделал Юрий Черенков, а столь же классного «Низенького принца» делала Зоя Трофимова. Но это всё мультфильмы 90-х годов, так что понятно, что русские аниматоры делают на французской зарплате — дома-то в это время вообще был караул. Кстати, два этих мультика были, пожалуй, лучшими во всей программе. Был ещё довольно неплохой «

кот», но он как-то в финале оказался немного ни о чём, и к тому же все прекрасно уловленные там особенности кошачьего поведения гораздо выпуклее и смешнее поданы в знаменитом интернет-сериале про кота Саймона. Центральный (самый длинный) мультик «Леон зимой» был симпатичный, но несколько странный — впрочем, своей странностью в первую очередь и подкупающий. Смешно, что «Чужой замок», давший название всей программе студии, нам в результате так почему-то и не показали.

Уф. На очереди фильм закрытия, и — отдыхать. То есть, вести вахту в обычном режиме, я хотел сказать. Сейчас передохну и возьмусь за Плимптона — тем более там есть, о чём поговорить.

С.М.

Рекомендуем почитать