Главная
>
Статьи
>
Как я провёл этим летом

Как я провёл этим летом

02.04.2010
31

Как я провел этим летомРежиссер — Алексей Попогребский
В ролях: Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис
Продолжительность — 124 мин

Три «Серебряных медведя» — неплохой улов для всего второго сольного фильма. Именно столько привёз с кинофестиваля в Берлине кинорежиссер Алексей Попогребский за свою суровую северную медитацию о человечестве «Как я провёл этим летом».

За душой у Попогребского — сделанный в соавторстве с Борисом Хлебниковым «Коктебель» и обласканный на «Кинотавре» первый сольный заплыв «Простые вещи». По «Как я провел этим летом» видно, как режиссер у нас на глазах будто матереет, наливается немногословной выразительной силой.

Это хмурое, предельно лаконичное, в каком-то смысле самурайское даже кино, за подчеркнутым стоицизмом которого ощущается могучая энергия.

История о двух метеорологах, старшем (Пускепалис) и младшем (Добрыгин), о тайне между ними и её роковых последствиях помещена в завораживающие пейзажи Чукотки — и сделана так, что в какой-то момент даже тишина начинает прямо звенеть от напряжения. Причем Попогребский, прямым текстом говорящий, что он вдохновлялся в том числе и творчеством Хичкока, работает с напряжением на редкость честно. Здесь нет ни подсказывающей музыки (только время от времени за кадром что-то позвякивает и гудит), ни размечающих действие звуковых эффектов — просто в определенные моменты ты сам собой вцепляешься в кресло от того, куда смотрит камера и как аранжирована последовательность кадров.

Забавно, что это напряжение прекрасно соседствует с довольно неторопливой манерой повествования. Камера замечательного оператора Павла Костомарова периодически на несколько минут утыкается в один и тот же пейзаж, следя за медленным передвижением крошечной человеческой фигурки из одного угла кадра в другой, а то и вовсе за сменой природного освещения и сгущением облаков.

Природа Чукотки, кстати говоря — здесь вовсе не просто живописный фон, а самостоятельный третий персонаж; она вмешивается в события, влияет на героев, совершает неожиданные поступки, одновременно притягивает и испытывает. Попогребскому очень доходчиво удалось передать опасную двойственность этой земли — по «Как я провёл этим летом» отчетливо понимаешь и то, как в ней можно растворяться и чувствовать почти мистическое единение, и то, как под её суровым воздействием с человека стружкой может слетать всё человеческое.

И вот эта возможность смотреть на вещи и так, и эдак — едва ли не самая сильная сторона «Как я провёл этим летом». В принципе, любая история, в которой действуют только два персонажа, отрезанные от всего мира — в первую очередь абстракция, история о столкновении не столько людей, сколько идей. Столкновение моделей взаимоотношения с природой, мировоззрений, поколений, времён, наконец — всё это можно легко разглядеть в лаконичном конфликте этого фильма. И такое богатство трактовок — это уже точно не уровень сочинения на тему «Как я провёл этим летом». Это уже, скорее, роман.

Вердикт Кочерыжкина — замечательная северная драма — ужасно красивая, завораживающая и весьма глубокая

Рекомендуем почитать