Образцовая 80-тническая комедия про школу, школьников, взросление, первую любовь и прочее, что обычно творится со школьниками.
История тут такая. В начале 80-х 22-летний гражданин Кэмерон Кроу (да-да, тот самый, что потом сделал такие хорошие фильмы, как «Скажи что-нибудь», «Одиночки», «Джерри Магуайр», мой любимый фильм «Почти знаменит», а также не очень хорошие фильмы «Ванильное небо» и «Элизабеттаун»), уже успев отпахать семь лет на журнал Rolling Stone, задумался о том, чем ему дальше заниматься. И поскольку в свои 22 он всё ещё выглядел натуральным пацаном, ему пришла в голову идея - внедриться в выпускной класс обычной старшей школы и попробовать зафиксировать, чем, собственно, живут современные ему школьники. В результате этой годовой работы под прикрытием появился сначала роман, а потом и сценарий «Быстрых перемен в школе Риджмонт». А потом и фильм.
В Америке это кино считают одной из эталонных школьных комедий - и с этим, пожалуй, тянет согласиться. Главная сила «Быстрых перемен» - на диво расслабленный и расфокусированный взгляд. Сюжет тут состоит не из движения из точки «А» в точку «Д» через обязательные «Б», «В» и «Г», а из череды разрозненных событий, случающихся с одними и теми же людьми. Причем от события к событию фильм прыгает с некоторой демонстративной небрежностью - через пять минут после начала героиня теряет девственность, через 20 минут уже вдруг на дворе Рождество, потом там кто-то с кем-то расстался, кто-то забеременел, но не успел оглянуться, как уже бац! и выпускной на носу, и так далее.
Этакая обрывочность очень классно работает на общий реалистичный эффект. Там, где другие фильмы страстно обсасывали бы ключевые моменты (эпическая вечеринка, первое свидание, тот же выпускной), в «Быстрых временах» всё время быстро наступает завтра - то самое, когда надо опять выходить на опостылевшую работу, независимо от того, был ли вчера выпускной или просто день. И это завтра - оно тут не предмет драмы вовсе (мол, как стремительно жизнь-то проходит, подишь ты), а такая спокойная дружелюбная констатация факта. Да, есть неловкий первый секс, первые разочарования, выпускной и прочее - но жизнь ими не исчерпывается, и это нормально совершенно.
Другой важный момент - поразительная честность фильма. Он не стесняется острых тем (тут есть и мастурбация, и секс), но при этом ловко уходит и от гипертрофированной пошлости смеха ради (как много позже в разных «Американских пирогах»), и от сиропной мелодраматичной романтики. Интонация тут вообще поразительно правильная - лёгкая, но без легкомыслия, смешная, но без зубоскальства и шуточек ниже пояса, правдивая, но без мазохистского тыканья в болевые точки и заламывания рук. И когда смотришь фильм, эта интонация кажется самой естественной вещью на свете - пока не задумаешься потом, что если бы соблюсти этот баланс было так легко, у нас бы были горы подобных фильмов; а их нет. Есть единицы. И это круто.
Ещё здорово, что в «Быстрых переменах» начали большую жизнь сразу много прекрасных людей. На заднем плане тут без единого слова периодически мелькает юный Николас Кейдж (в титрах подписанный ещё Николасом Копполой даже), в безымянных друганах у потрясающего молодого Шона Пена ходят Эрик Штольц и Энтони Эдвардс, Форест Уайтекер говорит от силы две фразы (одна из них «Don't fuck with me!»), но зато играет большой ключевой эпизод. Из девочек солирует совсем молодая Дженнифер Джейсон Ли - у неё, собственно, главная роль, и поразительно совершенно, что она уже в 20 отличалась той же бесстрашностью, что будет свойственна ей позднее.
Ну, а что фильм стал своего рода эталоном - это очевидная вещь совершенно. Именно на «Быстрые перемены» равнялись практически все, кто так или иначе пытался разговаривать об этом же периоде в жизни человека - от Джона Хьюза до тех же «Пирогов» и фильмов вроде «СуперПерцы» и «Парк культуры и отдыха». Ну, а вечно обкуренный герой Шона Пена - он вообще предтеча всех прекрасных дебилов, от Бивиса и Баттхэда до (возможно) Большого Лебовски. Классика, короче говоря.
Сергей Мезенов