Сообщаю вам, дорогие читатели, что в театральном блоге открывается новая рубрика — мини-интервью с молодыми актерами драматического театра имени Пушкина. Первой в череде театральных встреч будет беседа с любимцем публики и столичного критика Александра Вислова, замечательным красноярцем литовского происхождения Андрюсом Даряла.
Андрюс предлагает мне кофе, и я сразу чувствую угрызения совести за то, что так коварно подкараулил его у гримерки. «Ощущаете энтузиазм в самом начале нового сезона?», — беру я с места в карьер. «Когда возвращаюсь из отпуска на работу — нет, — честно признается Андрюс. — А вот когда приезжаю, и все начинается — сбор труппы, планы, репетиции — тогда и появляется настроение».
Актеру без настроения на репетициях делать нечего?
Маяковский гениальную фразу сказал: «Дело не во вдохновении, а в организации вдохновения». Вообще, если понятно, если интересно — то тогда хочется работать. Энтузиазм появляется, когда происходит что-то новое, сложная задача ставится, например, в физическом плане. Или когда режиссер обращает внимание на твою личную особенность, которая как-то должна проявиться в роли. Но бывает, конечно, откровенно материал неинтересный или такие роли, от которых быстро устаешь. Тогда профессионализм в том, чтобы никто этого не понял.
А для какой из сыгранных Вами ролей ни разу не потребовалось профессионализма подобного рода? От чего получили наибольшее удовольствие?
Одну я назвать не могу. Мне нравится Серый мышонок в «Приключениях кота Леопольда». В детской сказке каждый момент, связанный с тобой — откровение, ты не можешь здесь фальшивить. Джозеф Виковский в «Билокси Блюз». Тони Ламкин, конечно, в спектакле «Ночь ошибок». Он особенно мне нравится, потому что это моя молодость. Режиссер разрешил похулиганить, и я вернулся на 15 лет назад. Еще очень по душе мне была роль Митча в «Трамвае «Желание» Уильямса — надеюсь, что этот спектакль восстановят. Помню, что тогда день начинался с того, что я просыпался и думал о спектакле. Такого вот у меня давно уже не было. Хотя он там, мягко говоря, не главный в пьесе. А почему-то цепляло...
На этот сезон у театра намечена обширная гастрольная программа. Любите путешествовать? Я знаю, что есть такие актеры, которые не любят гастроли.
Нет, это не про меня — я очень люблю на гастроли ездить. Не помню, кто именно из наших мне говорил об этом состоянии — что ты еще не там, уже не здесь, и этот момент дороги, когда ты никому ничего не должен — самый ценный и привлекательный.
Какую-то разницу между местной и чужой публикой подмечаете?
Да, тот же Новосибирск, Ярославль и Красноярск — разница большая. Никого не хочу обидеть... Но вот Новосибирск — город искушенный в этом смысле, театральный. Там, чтобы заставить зал встать, нужно сделать что-то действительно мощное. У нас же встают по любому поводу, и это, наверное, не совсем правильно. Встать — это высшая оценка должна быть. От Ярославля абсолютно другие ощущения. Там Волковский театр, которому 260 лет, но все равно ощущение провинции полнейшее. У нас такого в помине нет. Эта часть России вообще жутковатая — кто смог, уехали в большие театры в Петербург и Москву. Кто не смог — остался там.
Достаточно ли актеру той энергии, которой он подпитывается на сцене, от коллег, от зрителей? Или нужно что-то сверх этого?
Вообще, мне кажется, что мы уже на каком-то новом этапе стоим, когда само слово «играть» приобрело новое значение. Уже неохота кривляться, понимаете? И впечатлений нужно набираться постоянно: читать, смотреть, по возможности ездить, обязательно отвлекаться, погружаться в другую среду. Потому что все меняется — драматургия меняется, режиссура меняется. Это естественный процесс, и поэтому в театре сейчас очень интересно. Есть театры, которые замерли лет пятьдесят назад — ужасное зрелище! Я хорошо отношусь ко многим народным артистам из столичных театров, но ощущение, что люди остались как крокодилы, не желая принимать ничего нового. А сейчас меняется все — организация процесса, устройство. Все традиции, которые долго чтили, приводят только к скандалам: вспомните Таганку, и Маяковку, то, что сейчас там происходит.
На майском фестивале ДНК Вы себя попробовали в роли режиссера. А как актеру Вам было бы интересно попробовать себя в экспериментальном театре?
Да нам вполне хватает экспериментов здесь. Повезло, я считаю, что у нас сейчас такой нестандартный режиссер как Олег Рыбкин. Мы, может быть, этого не отмечаем особенно, но нам действительно нравится. Соприкасаемся со всем новым, работаем с молодыми режиссерами... экспериментируем вовсю. Последний «Тартюф» это хорошо показал, правда? По мне так лучше театр экспериментальный, а не классический.
То есть, если у Вас будет выбор — посетить классическую постановку условного «Гамлета», или его авангардный вариант, то Вы..?
Выберу новое. Классический Гамлет — это вообще кто? В цепях, лосинах и со шпагой? Классику обязательно нужно знать, но тут основной момент — это прочтение. Я вот по Мольеру сейчас убедился. Прекрасный драматург, отличный материал, но если говорить о сюжете, то он очевиден абсолютно. Людям с самого начала сцены ясно, чем она закончится. Зачем тогда ее играть десять минут, если мы с первых секунд поняли, что произошло? Мужчина, женщина, другой мужчина — это все уже иллюстрация идет. Здесь нужно режиссеру извернуться, чтобы держать заинтересованность зрителей все это время.
Есть какая-нибудь книга, спектакль по которой Вы бы хотели увидеть или, возможно, даже в нем поучаствовать?
Я скажу, какая книга вообще в жизни мне помогла. Мне очень нравится Камю «Посторонний». Кажется, что в наше время для любого мужчины это произведение очень актуально бы прозвучало. А на сцене...вот, Леонид Андреев. Это великий писатель. Спектаклей по его произведениям я давно не видел в театре. Последнее, что слышал — «Рассказ о семи повешенных» вроде был в Табакерке...
Часто вообще ходите в другие театры?
По возможности, да. Правда, из-за плотного графика получается редко. Вот, с удовольствием сходил и посмотрел два студенческих спектакля, на экзамене в нашей Академии, получилось вырваться. В ТЮЗ по возможности хожу — они тоже молодцы в последнее время.
Вы сейчас из отпуска вернулись. Расскажете, что делали летом?
Отпуск? Он получился семейным в кои-то веки. Я работаю на двух работах, меня и дома-то нет практически, а семья большая. Младший ребенок совсем маленький, далеко мы не ездили, жили на турбазе на озерах в Хакасии. Потом к бабушке в Минусинск — люблю в этом городе отдыхать. Вот, получилось, что мы лето провели вместе.