На прошлой неделе арбитражный суд Санкт-Петербурга принял иск о признании банкротом ОАО «Санкт-Петербургский Дом книги» — одной из наиболее крупных книготорговых сетей города на Неве. Истцами стали два юридических лица, причем за вторым, как предположил «СПАРК-Интерфакс», стоит «Эксмо холдинг груп лимитед». Вроде бы стандартный в современном книжном бизнесе спор двух хозяйствующих субъектов. Компании поставляли в торговую сеть книги, торговая сеть за поставленный товар не расплачивалась. В итоге — иск, признание банкротом, и Санкт-Петербург может лишиться собственной книготорговой сети, которая уйдет за долги структуре, аффилированной с крупным федеральным издательством.
А у той свои представления о том, какие книги должны стоять на полках. Например, какие-нибудь краеведческие книжки или сборники стихов местных авторов могут отказаться брать, а «Дом книги» в этом смысле — «свои», они понимали. В общем, столкновение бизнес-интересов и патриотизма. Причем «Дом книги» могут обанкротить за долги, составляющие что-то около 25 миллионов рублей. Зато после банкротства кредиторы получат полноценную торговую сеть — 14 магазинов только в Питере.
Комитет по делам печати питерской мэрии уже бросился спасать «Дом книги». Сейчас идут переговоры о том, чтобы в капитал «Дома книги» вошли крупные издательства. Но они как-то не спешат давать положительный ответ. Так что не исключено, что со временем магазины сети «Дом книги» сменят вывеску. Федеральные игроки одолеют региональную вольницу. И произойдет это не потому, что спрос на бумажные книги падает — это фактор значимый, но не самый важный. «Дом книги», очевидно, разорился из-за бездарных управленцев. Книжный бизнес — тоже бизнес, вот только толковых «книжников» там по-прежнему больше, чем эффективных менеджеров.
*
Издатели стройными рядами подались в суды. Например, издательство «Проспект» через суд добилось удаления из электронного каталога онлайн-библиотеки Максима Мошкова (lib.ru) текстов Михаила Булгакова. Прежде всего, романа «Мастер и Маргарита». Оказалось, «Проспект» выкупил права на публикацию романа и теперь изымает из электронных библиотек принадлежащий ему булгаковский текст.
С романом этим, кстати, интересная вещь получилась. Вообще-то считается, что авторские права истекают спустя 70 лет плюс один день после смерти автора. Булгаков умер в 1940 году, то есть в марте прошлого года истек предусмотренный законом срок и «МиМ» уже мог бы стать публичной собственностью. Но юристы «Проспекта» доказали, что 70 лет надо отсчитывать с момента первой публикации романа, а она случилась через 26 лет после смерти Булгакова. Соответственно, публичной собственностью «Мастер и Маргарита» станет только в 2037 году. Так что к тому времени «Проспект» успеет на переизданиях романа (одного из самых популярных у российского читателя) заработать кучу денег.
Из-за сроков авторского права судятся и два издателя книг советского фантаста Александра Беляева. Сам судебный спор длится уже три года, когда издательство «Терра» подало в суд на издательства «Астрель» и «АСТ-Москва», которые выпустили книги Беляева уже после того, как эксклюзивные права на их издание наследники писателя передали «Терре». Тогда первичная сумма иска составила фантастические 7,5 миллиарда рублей. Потребовалось специальное разъяснение Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, и сумму «начета» снизили до 551 миллиона рублей. Ни истцы, ни ответчики решением суда недовольны, так что судебная борьба за право издавать Беляева продолжится.
А немецкий писатель Бернхард Шлинк предъявил голливудской компании Weinstein Company иск за неполучение авторских отчислений от фильма «Чтец», который был снят по роману Шлинка. За роль в этом фильме Кейт Уинслет получила «Оскар», а Шлинк не получил ничего. Теперь требует миллион долларов. Ох уж эти творческие люди.
*
Состоялась презентация новой книги Александра Иличевского — «Анархисты». Этот роман замыкает цикл «Солдаты Апшеронского полка» из четырех книг, в который входят еще «Матисс», «Перс» и «Математик». Книги объединяет сквозной сюжет — некто очень успешный бросает свое занятие, уезжает в глушь и там находит себя. В «Анархистах» удачливый бизнесмен бросает все и селится в провинции, по соседству, как он позже узнает, с усадьбой-музеем теоретика анархизма Чусова. Александр Иличевский, до этого, насколько помню, никак не выказывавший своих политических симпатий в художественных текстах, продемонстрировал не просто знание идеологии анархизма, но и обмолвился в интервью о феерических пророчествах, которые он нашел в трудах Бакунина и Кропоткина.
*
Самая обсуждаемая новинка недели — роман Стивена Келмана «Пиджин-Инглиш», выпущенный издательством «Фантом-пресс». Собственно, обсуждают не столько роман (который, говорят, весьма неплох, но до Красноярска пока не добрался), а дерзкую маркетинговую стратегию, предпринятую директором издательства Игорем Алюковым. На свой страх и риск за три месяца до официального выпуска книги «в бумаге» издатель выложил книгу в Интернет, и скачивать ее могли все желающие (сейчас даунлоад-аккаунты издательство закрыло). То есть это был такой эксперимент: сколько из людей, прочитавших электронную версию книги, решат разориться на ее бумажный вариант.
Кстати, и сам Келман поддержал этот эксперимент. Ему тоже интересно, так ли страшен для его писательских доходов «пиратский интернет». Пока вроде продажи «Пиджин-инглиша» идут неплохо, и Алюков делает неожиданный вывод в интервью: «Сейчас активно продаются те цифровые книги, которые „прозвучали“ в традиционном, бумажном формате. То есть цифра пока что след бумаги. И очень любопытно понять, а будет ли интересна хорошая современная литература читателю ридеров — при условии, что ни о книге, ни об авторе практически ничего не известно».
Кстати, книга «Пиджин-Инглиш» в Британии стала номинантом премии «Букер».
*
И напоследок — об экранизациях. Сергей Урсуляк (который снял «Ликвидацию» и «Исаева») приступает к работе над
А режиссер Владимир Хотиненко после сериала «Достоевский» намерен экранизировать «Бесов». Пока написана только первая версия сценария для четырехсерийного фильма, и сам режиссер говорит, что лично его больше всего в романе интересует образ Николая Ставрогина. Как раз Ставрогину во всех экранизациях «Бесов» не везет. Не говоря уже о том, что в одной из версий Степана Трофимовича, например, играл Омар Шариф.
В общем, пока главная интрига — кого пригласят на роли Ставрогина, Варвары Петровны, капитана Лебядкина и Петруши Верховенского. Вообще же «Бесы» по количеству запоминающихся, остро описанных персонажей — наверно, самый «многонаселенный» роман Достоевского. Лично меня волнует, кому Хотиненко отдаст роли Кармазинова (в котором Достоевский изобразил злую пародию на Тургенева) и губернатора фон Лембке.
Кастинг пройдет весной, съемки, как говорит Хотиненко, начнутся не раньше июня.
Владислав Толстов