Режиссер — Эндрю Стэнтон
В ролях: Тэйлор Китш, Линн Коллинз, Уиллем Дэфо, Саманта Мортон, Марк Стронг, Киаран Хайндс, Брайан Крэнстон, Томас Хэйден Чёрч, Доминик Уэст, Джеймс Пьюрефой, Дэрил Сабара
Продолжительность — 132 мин
Вообще-то Джон Картер — человек, гм, пожилой. Впервые он ступил на поверхность планеты Марс ровно сто лет назад, в первых выпусках бесконечного литературного цикла авторства Эдгара Райса Берроуза, торговца карандашными точилками, сочинявшего в свободное время истории про Картера и прочих интересных людей в интересных обстоятельствах (в том числе, например, про парня из джунглей по имени Тарзан, у которого в этом году такая же дата). И надо сказать, что для столь почтенного возраста герой смотрится бодрячком — по крайней мере, «Джон Картер», первая за сто лет официальная экранизация его приключений, рисует его именно в таком свете.
Эти сто лет, впрочем, представляли собой довольно нешуточную проблему для постановщика «Картера» Эндрю Стэнтона, выпускника «Пиксара», автора «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И». Все эти годы «Картер», которого впервые порывались экранизировать ещё при жизни автора, в тридцатых, (а потом ещё несколько раз отменяли экранизацию в последний момент), исправно поставлял органическое топливо для фантазий фантастов всех мастей и уровней. Реверансы Берроузу можно разглядеть хоть у Лукаса в «Звездных войнах», хоть у Кэмерона в «Аватаре». — говоря иначе, в свете того, как ощутимо меняли ландшафт киношной фантастики люди, в своё время активно заглядывавшие в Берроуза, брать и на голубом глазу тащить на экран его героя во всём его столетнем великолепии было бы несколько самоубийственной затеей.
Стэнтон, тем не менее, пускается ровно на этот манёвр — запузыривает на большой экран абсолютно старомодную космическую оперу, только помноженную в процессе на современные изобразительные технологии. В получившемся виде от «Джона Картера» можно, конечно, слегка обалдеть. Космический вестерн с четырёхрукими зелеными марсианами вместо индейцев; размашистый пеплум про тоги, мечи, сандалии, придворные интриги и летающие корабли; сентиментальная история про выбор своего места под солнцем и дружбу с инопланетной собачкой; наконец, межпланетный детектив со злодеями со столь сложной мотивацией, что её с тем же успехом могло бы и не быть вовсе — к «Картеру» немного неожиданным образом подходят ВСЕ эти описания. И это ещё оставляя за скобками земные пролог и эпилог, в которых «Джон Картер» никак не может решить, чем ему милее быть — конфедеративным вестерном про безумца или викторианским детективом про тайны прошлого с фантастическим уклоном.
Причем делать серьёзное лицо по поводу хоть какого-то из тематических и сюжетных поползновений «Картера» в планы Эндрю Стэнтона, кажется, не входило. Цветистая сложность межзвездных интриг и марсианского лексикона для него — повод для такой же чистой мальчишеской радости, как и выход Джона Картера против целого вражеского племени или сразу двух огромных чудовищ на марсианской гладиаторской арене. И, наверное, лучшее, что можно сделать на «Джоне Картере» — это последовать примеру его постановщика и расслабить перед сеансом вечно нахмуренный лоб.
Вердикт Кочерыжкина — очаровательно старомодная версия современного размашистого блокбастера — по большей части работающая