В рамках нового проекта интернет-газеты Newslab.ru мы уже разбирались с понятием и задачами гражданского общества, тем, как оно формировалось в России и чем все может закончиться, если сохранится мировая тенденция усиления контроля со стороны государства. В очередной статье поговорим о проблемах современного гражданского образования в школе, которые профессор СФУ, доктор психологических наук Борис Хасан отразил в своей работе «Мир без конфронтации».
Формирование «нового человека»
Гражданское образование, подготовка к жизни в современном обществе, изучение общественного устройства (обществоведение) традиционно рассматриваются как непременная часть общего образования. Тем не менее, связанные с этим вопросы то оказываются в центре внимания общества, то отодвигаются на периферию.
В
В России свершается революция, провозгласившая своей целью построение справедливого общественного устройства на основе достижений политической и экономической науки. Перед школой выдвигается задача «подготовки активных и сознательных строителей коммунистического общества». Российская общеобразовательная школа становится одним из основных общественных институтов, призванных «формировать нового человека».
Попытка реализации коммунистической идеи не увенчалась успехом. Перед российской школой, которая 70 лет выстраивалась под выполнение определенного социального заказа, вновь встала задача переосмыслить содержание гражданского образования. Немедленно появились учебники и пособия, где коммунистическая идеология объявлена ошибочной, а рыночная экономика и государство, построенное на принципах представительской демократии, провозглашаются единственным достойным примером для всех времен и народов.
Однако в своей методической основе новые курсы гражданского образования очень схожи со старыми курсами по изучению государственного устройства и права. Главное отличие в том, что факты оцениваются по-иному: раньше учили, что справедлива диктатура пролетариата, а теперь учат, что справедлива многопартийная система. Качественное изменение воспитательной системы идет крайне медленно. Ученики узнают о законах и правилах поведения, принятых в современном обществе, слышат моральные наставления. Им повествуют о демократии, не требуя активного действия, решения постоянно возникающих проблем. Так выстраиваются привычные всем курсы обществоведения. Они включают в себя получение сведений об основных политических процедурах, в которых может и должен участвовать член данного общества, а также знакомство с утверждениями о безусловном превосходстве общественного устройства своей страны.
Традиционные учебники обещают исчезнуть
Методы изучения таких курсов берут свое начало в формальном религиозном образовании, имеют вековые традиции и опираются на хорошо известные штампы. С точки зрения этих методов, природа рассматриваемого общества не очень существенна. Именно поэтому даже в период холодной войны методические подходы к изучению обществоведения в СССР и США имели много общего. Занятным эпизодом иллюстрирует это обстоятельство заслуженный учитель России Исак Фрумин: «В качестве примера некритического формирования образа „отца-основателя“ я привел известную историю о том, как маленький Володя Ульянов, будучи в деревне Кукушкино, разбил графин и, не желая обманывать, сознался в этом родителям. В ответ американские коллеги, смеясь, рассказали мне историю из американского учебника о том, как маленький Жора Вашингтон сломал вишневое дерево и, не желая обманывать, тоже повинился перед родителями». Не удивительно, что приобретаемые таким образом знания часто оказываются формальными, а молодые граждане не всегда в состоянии ответственно участвовать в решении сложнейших проблем современной развивающейся демократии.
Педагоги давно осознали эту проблему. Американский философ и педагог Джон Дьюи еще в начале ХХ века призывал превратить школы в «лаборатории демократии». Работа Дьюи о демократизации школы стала классикой педагогической философии, однако в течение десятилетий мало, что отвечало этим идеям в практике работы реальной образовательной системы. Образовался разрыв между тем, что теоретики образования считали желательными целями образования, и тем, что действительно делала массовая школа.
Общественные изменения можно сравнить со снежной лавиной. Чтобы лавина сошла, недостаточно одного снегопада. Снег накапливается слой за слоем, и, когда все условия складываются благоприятно, лавина обрушивается вниз. Общественные системы достаточно устойчивы, а любые изменения возможны лишь в те моменты, когда система относительно нестабильна. Сегодня такая нестабильность налицо.
В информационный век сложились все условия, которые необходимы для радикального изменения в подготовке будущих граждан. Речь не просто о том, что электронный мультимедийный учебник или Интернет заменят существующие учебники. Традиционный учебник, породивший современную массовую школу, обещает исчезнуть, а сама школа может принципиально измениться. Пришла пора качественно обновить содержание гражданского образования, перейти от «передачи знаний» о современной демократии к «обучению жизни» в демократическом обществе. Как писал Марк Керзон, «...демократия — это прямой эфир, а не демонстрация записи заранее подготовленной передачи. Мы должны учить демократии так, чтобы ученики могли попробовать ее сами. Подобно тому, как при изучении физики нельзя обойтись без занятий в лаборатории, нельзя изучать демократию, только рассказывая о ней. Чтобы учиться демократии, ученики должны участвовать в демократической жизни».
Жить в гражданском обществе — нелегкое дело
Весной 1999 года объединенный авторский коллектив, включающий в себя специалистов в области психологии и педагогики из Красноярска и Москвы, при поддержке Британского Совета приступил к разработке пакета учебных материалов для подготовки педагогов-тренеров в области гражданского образования. Этот опыт показал, что сравнительно просто передать учителям набор соответствующих знаний о государственном устройстве, экономике, праве и т.п. Много труднее — помочь формированию сознательной активной позиции учителя, оснастить его инструментами для проектирования собственной деятельности развития гражданской компетентности самих педагогов и администраторов образования.
Курсы гражданского образования преподаются во многих школах. Формальное содержание этих курсов, как правило, не встречает трудностей у учителей, а для его освоения достаточно краткосрочного семинара. В результате у руководителей образования появляется соблазн ввести в школах соответствующие курсы и немедленно провозгласить, что подготовка «активного строителя демократического общества» успешно началась. Благое намерение побыстрее решить сложнейшую социальную задачу, как всегда, устилает дорогу в другую сторону. Введенные таким образом курсы, как правило, не достигают намеченной цели, а лишь создают в обществе иллюзию, что школа взялась за решение поставленной задачи.
Сегодня все понимают, что жить в гражданском обществе — нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права, — признавать и учитывать права других. Видя существенные отличия образа жизни других людей, — принимать их. Все эти способности не появляются у человека «естественным образом». Тем более непростым делом является воспитание этих способностей в России, где тоталитаризм — сравнительно недавнее прошлое. Наивно думать, что все это можно «сформировать» в рамках отдельно взятого учебного курса. Для того чтобы ценности гражданского общества были приняты каждым человеком и стали его личными ценностями, необходим такой социальный контекст образования, где ребенок ежедневно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.
Гражданское образование — это далеко не просто отдельная учебная дисциплина, что хорошо понимали еще работники отделов пропаганды и агитации правящей коммунистической партии, которые ставили перед школой задачу «формирования нового человека». Попытки ограничить область гражданского образования «граждановедением» — либо показатель педагогического невежества, либо «сознательное вредительство», попытка решать свои частные задачи, прикрываясь заботой об общественном благе.
Всякий раз, когда мы рассказываем и показываем им новые способы решения различных задач, всякий раз, когда мы берем на себя ответственность ставить оценку за то, как наши ученики справляются с заданиями, следует помнить, что они тоже граждане и вправе ставить нам свои оценки за нашу умелость.
Борис Хасан
По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на