>
>
Индпошив не в моде

Индпошив не в моде

08.10.2012
23

В Советском Союзе во времена тотального дефицита на хорошую одежду у швейных ателье не было отбоя от заказчиков. Сейчас недостатка в качественной модной одежде нет — выбор огромен на любой вкус и кошелек. Тем не менее, поток клиентов в швейные мастерские не иссяк. Однако, по словам местных портных, сейчас им приходится в основном ремонтировать и корректировать готовую одежду. Спрос на пошив одежды очень мал.

Те, кто успел пожить в советские времена, помнят, насколько проблематично было тогда модно и со вкусом одеться. Отечественный легпром выпускал одежду не для людей, а для «масс» — серенькую и неказистую. Модные импортные шмотки ценились едва ли не на вес золота — их доставали по блату, покупали за бешеные деньги у спекулянтов. Поэтому швейные ателье были практически единственной доступной для советских граждан возможностью пополнить свой гардероб приличными качественными вещами. — Отбоя от заказов тогда в самом деле не было. Нам приходилось шить и на работе, и на дому. Желающих было столько, что многим приходилось даже отказывать, — вспоминает директор швейного центра «Натали», портной со стажем Наталья Устинович.

Сегодня ситуация обратная: рынок одежды один из самых насыщенных. Предложение, пожалуй, даже превышает спрос. К услугам толстосумов бутики дорогой брендовой одежды, народ попроще одевается на рынках и в торговых центрах. Казалось бы, дела у швейных ателье должны были пошатнуться. Однако бизнес этот живет и процветает — по оценкам участников рынка, в Красноярске на сегодня более ста швейных ателье, что говорит о востребованности их услуг.

Одежду на заказ шьют по необходимости

Справедливости ради, нужно сказать, что заказов на индивидуальный пошив одежды сейчас у ателье гораздо меньше, чем в прежние времена. Самые востребованные у нынешних клиентов услуги — коррекция и ремонт готовой одежды. На них приходится львиная доля заказов ателье.

— Идеально сидеть на фигуре может только одежда, сшитая по индивидуальному заказу. Готовые вещи практически всегда нужно корректировать — укорачивать, ушивать по ширине, подгонять. Причем, независимо от качества и стоимости одежды. Поэтому большинство клиентов сейчас приходят именно подогнать готовую одежду, — поясняет Устинович.

Что касается индивидуального пошива одежды, то он сейчас востребован, в первую очередь, людьми с нестандартной фигурой, которым сложно подобрать вещи в магазинах готовой одежды. Это, например, излишне полные или очень высокие люди, люди с разной длиной конечностей, искривленным телом и т.д. — Надо сказать, что таких людей у нас немало. В последние годы особенно много приходит детей с нестандартными фигурами, отклонениями в развитии тела — нам поступает приличное число заказов на школьную форму, — отмечает директор салона-ателье «Золотая талия» Инесса Сысоева.

Кроме тех, кто заказывает пошив одежды по необходимости, есть клиенты — приверженцы индивидуального стиля. Те, кто принципиально не покупает готовые вещи, а шьет под заказ. Но таких, как признаются портные, немного.

— Выбор готовой одежды только кажется безграничным. На самом деле, найти вещь, которая устраивала бы по всем параметрам, очень сложно. Поэтому некоторые люди предпочитают шить одежду на заказ. Кто-то, например, любит повторять модели известных брендов: оригинал найти трудно или стоит он безумно дорого, вот клиент и просит скопировать его. Обилие красивых, качественных тканей тоже вдохновляет людей на заказ индивидуальной одежды. Дело в том, что производители одежды не всегда успевают за текстильной промышленностью, и не задействуют какие-то новые материалы. А в магазинах они продаются, и люди хотят иметь одежду из них. У нас есть клиентки, которые чуть ли не оптом закупают в текстильных магазинах модные ткани, а уже потом думают, что бы из них сшить, — рассказывает Сысоева.

В последние годы к индивидуальным заказчикам швейных ателье примыкает все больше корпоративных клиентов. Понятие «корпоративного стиля» прочно привилось на местных предприятиях, и все стараются подчеркнуть его в униформе сотрудников. Между тем, рынок готовой одежды не может удовлетворить потребности компаний в подобных вещах.

Индпошив постоянно дорожает

Сшить одежду на заказ всегда было дороже, чем купить готовую в магазине. В целом, это и сейчас так, но портные оговариваются: смотря, что с чем сравнивать. Слишком уж велик сегодня разбег цен на готовую одежду. — Если не брать в расчет дорогую бутиковую одежду и совсем уж дешевый рыночный ширпотреб, то сшить вещь на заказ обойдется в среднем раза в полтора дороже, чем купить в магазине, — поясняет директор салона-ателье «Miparti» Ирина Пашкеева.

Нужно также учитывать, что стоимость услуг швейных ателье в Красноярске существенно разнится в зависимости от района. Например, если пошив платья в ателье на Красрабе стоит 3-6 тыс. руб., то в центре города за аналогичную вещь могут взять и все 10 тыс. руб. Значительно влияет на стоимость одежды и цена ткани. Очень часто, как утверждают портные, она превышает стоимость работы мастера.

Однако дороговизна — не главная причина, которая побуждает наших людей покупать готовую одежду, а не шить на заказ. Как говорят специалисты, у нас не сформировано соответствующей культуры, привычки шить индивидуальную одежду. — Допустим, на Западе пошив индивидуальной одежды — привилегия очень богатых людей. Такие вещи — показатель высокого социального статуса и благосостояния владельца. У нас даже обеспеченные люди в большинстве своем предпочитают покупать готовые вещи. Не потому что им жалко денег. Просто они не видят необходимости идти в ателье, тратить время на снятие мерок, примерки и т.д. Ведь, чтобы сшить вещь, нужно не один раз прийти к мастеру. Гораздо проще купить готовую, ну, и, в крайнем случае, подогнать ее по фигуре, — говорит Пашкеева.

Тем не менее, несмотря на невысокий спрос, стоимость индивидуального пошива одежды у нас постоянно растет. Причина в том, что мастеров такой работы становится все меньше. — Сейчас все в основном занимаются ремонтом и коррекцией вещей. Мастеров, которые изготавливают одежду, по большому счету, немного. А скоро будет еще меньше — молодежь в профессию не идет. Девочки, которые выучиваются на швей, в основной массе не хотят работать по специальности. Естественно, что с уменьшением количества портных услуги их будут все больше дорожать, — уверена Наталья Устинович.

Рекомендуем почитать