Продолжаем дослушивать альбомы, вышедшие в этом году — на этот раз пройдёмся по букве «Д».
Darkside «Psychic»
Проект электронщика Николаса Джаара и гитариста Дэвида Хэррингтона в начале года громко заявил себе, когда выложил на своей странице пятидесятидвухминутный ремикс на весь альбом «Random Access Memories» целиком. Впрочем, их собственный альбом «Psychic», вышедший чуть позже — тоже вполне себе достижение; восемь кусков таинственной, разреженной электроники, которая вполне могла бы звучать на дискотеке в параллельном мире, где группа The xx является эталоном разудалого рок-коллектива. Джаар и Хэррингтон, кажется, метят в то трудноописуемое послеполуночное пространство, в котором само течение жизни будто бы неумолимо густеет, и всё вокруг становится одновременно более чётким, грустным и слегка ирреальным — метят с тем, чтобы соорудить для этого пространства подходящий саундтрек. У них получается — «Psychic» звучит призрачно, странно, непостижимо и невероятно захватывающе.
David Bowie «The Next Day Extra»
Расширенное издание первого альбома Боуи за десять лет молчания — пара ремиксов да десяток новых треков, не вошедших в альбом. Из ремиксов явно выдаётся переработка «Love is Lost», превращенная Джеймсом Мёрфи в десятиминутную медитацию на стыке диско и академического минимализма (не зря у ремикса имеется подзаголовок «Привет, Стив Райх»). С новыми песнями такая история — все хорошие (стремительный дорожный рок «Atomica», разбитной привет собственным 70-м «Like a Rocket Man», разудалая песенка «Born in an UFO»), но, в общем, ни одного вопроса, почему на пластинку взяли другие песни, а не эти, в процессе не возникает. Зато у этого издания есть другой, несколько неожиданный бонус — возвращаясь к альбому «The Next Day», замечаешь вдруг в нём новые краски. Скажем, прифанкованная поп-песня «Boss of Me» — чудо что такое, а в первый раз этого разглядеть не успелось. Ну, и вообще — переслушивая, только подтверждаешь про себя: не показалось, и правда, хороший альбом.
Важные треки: «Love is Lost (Hello Steve Reich — James Murpny for DFA Remix)», «Atomica», «Like a Rocket Man»
Dead Meadow «Warble Womb»
Седьмой альбом хорошего американского стоунер-трио, самый размашистый и разносторонний их трип — семьдесят две минуты, полтора десятка треков в диапазоне от размазанных пустынных стоунер-джемов под «ва-ва»-гитару и непробиваемо-пофигистический бас до шершавых акустических блюзов. В умении рождать атмосферу меланхоличного роуд-трипа по пыльным проселочным задворкам Dead Meadow всегда было мало равных, но на «Warble Womb» они умело разбавляют свой тягучий гитарный дрейф довольно сильной струёй прозрачного семидесятнического мелодизма и щепоткой домашней задушевности кантри. Получается, пожалуй, самый тёплый и уютный их альбом.
Важные треки: «I’m Cured», «Yesterday’s Blowing Back», «Rains in the Desert»
DeapValley «Sistrionix»
Дебютный альбом дуэта двух калифорнийских девушек, Линдси Трой и Джули Эдвардс — первая терзает гитару, вторая стучит в барабан. Что принято нынче делать составом «гитара-ударные», известно давно — шарашить расторможенный блюз-рок на максимальных громкостях на страх врагам; девчонки именно этим и занимаются. Все понятные в данном случае сравнения, от The White Stripes и The Kills до Blood Red Shoes и The Black Keys, абсолютно уместны и оправданны, но слушать девчонок всё равно приятно — отчасти потому, что в голосе Линдси есть немножечко той отчаянно-рваной харизмы, что делает столь неотразимой Карен О, отчасти благодаря утробному звуку её гитары и совершенно бонэмовскому грохоту барабанов её товарки Эдвардс. Ну, и вообще — песни тоже весьма неплохие.
Важные треки: «Walk of Shame», «Woman of Intention», «Raw Material»
Deerhunter «Monomania»
Любимая группа главного мирового портала хипстерской музыки «Питчфорк», перемерявшая за полдюжины пластинок примерно столько же разных рок-саундов. Они были и разболтанным диско-панк-бэндом, и нарезали гипнотический шумовой рок с пульсирующими басами, и делали трепетный инди-поп под заспанные гитарки. На своей седьмой пластинке Deerhunter будто бы запираются на ночь в гараже с намерением побыстрее воссоздать ту отборную 60-тническую психоделию, которой они предварительно наслушались. Жужжат гитары, то оттеняя едва продравшие глаза мелодии вокалиста Брэндона Кокса, то угрожая их полностью поглотить, всплывают дилановские интонации, и всё звучит как будто бы через неясную дымку, будто Deerhunter выкатили нам не песни даже, а собственные смутные воспоминания о музыке, которую они никогда не слышали сами, но много её воображали.
Важные треки: «Leather Jacket II», «Dream Captain», «Monomania», «Punk (La Vie Anteerieure)»
Devendra Banhart «Mala»
Бородатое фолк-дитя начала нулевых прервало четырёхлетнее молчание интересной новой пластинкой — по традиции его последних альбомов, Банхарт тут пробует всё сразу, от заспанных баллад под одинокую электрогитару и мечтательного ду-вуп для детской передачи до коматозного диско и расстроенной электроники. Впрочем, в отличие от двух последних разболтанных пластинок, где стилистические разброд и шатание будто бы возводились в самоцель, всё аранжировочное шизофреническое разнообразие «Mala» пущено строго на службу песням, коротким, аккуратным, ладным. Получается такой не до конца проснувшийся похмельным воскресным утром Бек — что, в общем, довольно здорово, на самом деле.
Важные треки: «Never Seen Such Good Things», «Mi Negrita», «Your Fine Petting Duck», «Won’t You Come Home»
Disclosure «Settle»
Танцевальные герои года, обласканные профильной прессой — братья Лоуренс, которым только-только исполнилось двадцать. Начинали с дабстепа и прочей продвинутой электроники, но к полнометражному дебютному альбому пришли к немножко иной форме — ладной, упругой, песенно-танцевальной электронике, сделанной с оглядкой на множество электронных стилей сразу (хаус, ту-степ, ю-кей-герридж, всё такое), но не исчерпывающейся ни одним из них. «Settle» — яркий, энергичный, задорный дебют, отличная пластинка для вечеринки. Альбом сравнивают с дебютом Basement Jaxx «Remedy», что в общих чертах верно, но с одной поправкой — Disclosure не менее талантливы, но чуть менее шизофреничны; они не столько стараются как можно более изощренно ошарашить своего слушателя, сколько дружески приобнять и ласково, но настойчиво увлечь на танцпол. Слушатель не сопротивляется.
Важные треки: «When a Fire Starts to Burn», «F for You», «Stimulation», «Help Me Lose My Mind»
Dream Theater «Dream Theater»
Двенадцатый альбом титанов прог-металла — и первый, на котором новый барабанщик Майк Манджини, заменивший два года назад легендарного Майка Портноя, числится не просто исполнителем, но и полноценным соавтором. Пластинка, достойная носить одно название с группой — это размашистый, бесстыдно амбициозный прог-металлический опус, на котором DT демонстрируют весь арсенал своих фирменных приёмов. Многоэтажные песенные конструкции, сложные ритмические рисунки, монолитные гитарные риффы, эпические оркестровки, марафонские композиции-сюиты в нескольких частях — всё по правилам. Но штука ещё и в том, что Dream Theater никогда не зарываются в собственной сложности — в каждый отдельный момент самой космически сложной композиции они играют с заразительной и злой энергией не ветеранов прогрессивного рока, но юных и голодных панк-рокеров, впервые собравшихся после школы в папином гараже.
Важные треки: «The Enemy Inside», «Behind the Veil», «Illumination Theory»