Dracula Untold, США, 2014
Режиссёр — Гэри Шор
В ролях: Люк Эванс, Доминик Купер, Сара Гейдон, Чарльз Дэнс
Продолжительность — 92 мин.
С тем, на что Фрэнсису Форду Копполе вполне хватило и пяти минут в прологе «Дракулы Брэма Стокера», Гэри Шор (кто?) не может управиться и за девяносто две. Новый «Дракула» — в теории предыстория, рассказ о том, как трансильванский воин Влад Цепеш стал кровожадным вампиром Дракулой; на практике же скорее досадное обмусоливание имени и статуса любимого персонажа, абсолютно его недостойное.
Новым «Дракулой» компания «Юниверсал» вроде как заново начинает строительство собственного сложносочиненного кинематографического мира связанных между собой персонажей. Заново, потому что когда-то они это уже проходили — Дракула, Франкенштейн, Человек-волк, Мумия, а также их сыновья, невесты и прочие домочадцы регулярно наведывались друг другу в гости почти всю первую половину XX века. Десять лет назад большой фанат этаких совместных посиделок Стивен Соммерс попробовал возродить традицию в «Ван Хельсинге», но его в основном подняли на смех. Сегодня «Юниверсал», поглядывая, как и все остальные студии, известно на чей успех, запускает процесс по новой — представители студии официально заявили, что «Дракула» будет только началом целой серии связанных между собой фильмов с любимыми героями; в производство уже запущена новая «Мумия».
Про Соммерса можно говорить что угодно, но одно было неоспоримо — человек действительно искренне любил сам дух этих старомодных рукодельных ужастиков, чрезвычайно милых в своей обаятельной наивности, и изо всех сил старался воссоздать его при помощи новых технологий. Чего и кого любит постановщик нового «Дракулы» Гэри Шор — и любит ли вообще — понять из фильма решительно невозможно. Его «Дракула» — не столько живое полнокровное (ха-ха) кино, сколько полноразмерное упражнение на тему кино, выполненное старательными середнячками-зубрилками.
Все элементы механики построения сюжета они тщательно законспектировали, равно как и то, что фильму хорошо бы иметь не только выстроенный сюжет, но и какую-то внутреннюю тему. Но на ту лекцию, где говорилось, что тему эту надо не просто придумать, а хорошо бы ещё и как-то за неё переживать, опоздали и решили не заходить. «Дракула» в результате много и напыщенно говорит о бессмертной любви и жажде крови, родительском долге и долге правителя, ужасе ночи и древних проклятий — но внутри у него ничего не тикает, ни одно из этих или каких бы то ни было других чувств.
Символ запретного, которого одновременно желаешь и страшишься, принц тёмного романтизма, готический герой-любовник из ада, Дракула в новом фильме благополучно избавлен от всего этого волнующего взрослого флёра — правильно, дети же смотрят. Вместо этого мы видим скучнейшего правильного типа — верного защитника семьи и народа с израненной ужасами прошлого душой, который в сложной жизненной ситуации обращается за помощью к потустороннему, на удивление удачно остановившемуся на ПМЖ в горе буквально в двух шагах от его замка. Да и это обращение обставлено исключительно практически — никаких терзаний, никакой борьбы со смертельным соблазном; даже финальное преступление необратимой черты обставлено как героический акт самопожертвования, нежели проигрыш в борьбе с тёмными силами.
Этакая деловитая практичность, превращающая всё мистическое в обычный рабочий инструмент достижения целей, свойственна всему фильму — и полностью его дискредитирует. Также как и для их героя превращение в вампира лишь промежуточный этап, так и для авторов фильма история Дракулы как будто не самоцель, а такой не особо желанный, но необходимый шажок к дальнейшим свершениям — к новой серии фильмов, к насыщенному интересными проектами режиссёрскому резюме, которое тоже нужно с чего-то начинать, к стабильной приличной зарплате на более удачных сиквелах. Этакое уравнение следует разрешать с такой же деловитой прямотой — раз уж они сделали «Дракулу» так, что по нему невооружённым глазом видно, что делать его никто особенно не хотел, то и нам его смотреть абсолютно незачем.
Вердикт — полтора часа красочно оформленной пустоты, прикрывающейся именем любимого героя