10 октября в большом зале Красноярской государственной академии музыки и театра выступила поэтесса Вера Полозкова с программой «Города и числа» — стихами, сотканными из впечатлений от путешествий — от Индии до Нью-Йорка, от Одессы и Лондона до Венеции и заснеженного русского Севера.
Поэзия вслух, а тем более с музыкальным сопровождением — искусство, требующее внимания, камерной атмосферы и грамотно выстроенного звука; в прошлом году, осенью, с этой же программой Полозкова выступала в баре «Че Гевара», где, по слухам, было ровно наоборот: шумно, тесно и накурено. Но, что уж тут поделать — таков формат заведения. В этот раз были учтены все ошибки, и сама Вера перед началом концерта с удовольствием резюмировала: «В каком прекрасном зале мы все сегодня собрались». И действительно, лучше места, кажется, не найти. Хотя, справедливости ради стоит упомянуть и о Музыкальном театре: акустические концерты и музыкально-поэтические спектакли проходят там на ура.
Большой зал академии был заполнен под завязку; публика в большинстве своем моложе Полозковой, которой в марте исполнилось двадцать восемь. Все модные, красивые и чем-то вдохновленные, прямо как в стихах любимого ими автора: как они говорят, мама, как они воздевают бровки / бабочки-однодневки, такие, ангелы-полукровки / кожа сладкие сливки / вдоль каждой шеи татуировки.
На сцене — Полозкова в длинном, до пола, цветастом платье, за ее спиной — экран, на котором всплывают фрагменты кинолент, рисунки и клипы, справа и слева — по музыканту; один колдует над ноутбуком, играет на акустической гитаре и целой куче диковинных инструментов, другой — нежно щиплет укулеле, шуршит и постукивает в ритм. Упомянутый видеоряд призван если не иллюстрировать (он не настолько прямолинеен), то сопровождать стихи, которые, словно метки на карте, пришпиленные к ней разноцветные флажки, и в каждой точке — своя история, чаще грустная, но при этом вселяющая надежду на лучшее.
Из этих рассказов трудно вычленить лучшие, все они по-своему хороши и полны точных наблюдений. Взять хотя бы стихотворение об индусе, рассказывающем о поездке в Америку; вспоминается и Маяковский с его американским циклом, и Федерико Гарсиа Лорка, писавший о том же, но намного трагичнее. Тундра, английские пабы, одесские улочки, затерянные посреди океана острова — всё это — пространства для богатых на детали и чувства историй. И если музыка здесь — необходимый фон, создающий и поддерживающий настроение, то видео, скорее, элемент не обязательный и отвлекающий от иллюстраций, рожденных собственным воображением.
Описывать стихи — дело, как мне кажется, неблагодарное — всё равно, что разбирать чувства по винтикам и болтикам, хотя в случае с Полозковой — как с поэтом действительно популярным, иногда пытаются. В интернете, например, можно найти исследование под таким длинным заголовком: «Поликодовая языковая личность поэта: лингвосемиотический аспект (на материале поэтических текстов Веры Полозковой)». Эти самые аспекты меня (рискну здесь выступить от большинства зрителей), как слушателя и сопереживателя интересуют мало; важно то, что рождается в голове и сердце во время и после прочтения стихов, и за эти моменты безусловного счастья Полозкову стоит благодарить долгими аплодисментами. А после — просто читать. В полной тишине.
Автор текста, фото и видео: Богдан Богданов