Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Ярость»

Фильм: «Ярость»

31.10.2014
166

Fury, США, 2014
Режиссёр — Дэвид Айер
В ролях: Брэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Джон Бернталь, Майкл Пенья, Джейсон Айзек, Скотт Иствуд

Продолжительность — 134 мин.

Едет как-то Брэд Питт на танке по Германии — похоже на начало для дурацкого анекдота. А вот режиссёр Дэвид Айер принимает эту идею всерьёз — и у него получается «Ярость», далеко не самый плохой на свете фильм про войну.

Это, с одной стороны, немного странная метаморфоза — Айер, всю жизнь сочинявший и ставивший истории из жизни обычных полицейских («Тренировочный день», «Патруль», «Короли улиц»), вдруг отправляется на Вторую Мировую. Но на самом деле никакого особого противоречия тут и нет — в «Ярости» он, в принципе, раскручивает всю ту же историю неплохих мужиков, что горбатятся на отчаянно страшной и смертельно опасной работе, что понемногу (а кого-то и очень солидными кусками) сгрызает их. Просто здесь работа в разы, в мегатонны страшнее — что при этом не то чтобы повод начать делать её спустя рукава.

Действие фильма происходит в апреле 1945-го, и Айер отлично передаёт дух этого мучительного момента — все понимают, что дело к концу, все давно смертельно устали, но надо всё равно идти брать вот этот город, а потом следующий за ним, а потом следующий за ним. «И почему они просто не сдадутся?» — измученно спрашивает в какой-то момент один из проходных офицеров. «А ты бы сдался?» — невозмутимо парирует ему герой Питта.

Главный в «Ярости», кстати, не он, а юный рядовой по имени Норман, которого бросили в самое пекло освободительных боёв в Германии сразу после двух месяцев просиживания штанов в штабе. Это Норман будет учиться убивать, это Норман будет смотреть широко раскрытыми глазами на все творящиеся вокруг будничные ужасы и закаляться в этом горниле войны. Айер не скупится на жуткие подробности, но выдерживает какую-то очень правильную сдержанную интонацию. Ни одна из брутальных деталей «Ярости» (а их тут хватает) не кажется эксплуатацией, фильм не упивается этими деталями, но и не чурается их, словно стараясь с максимальной серьёзностью сказать — что, ребята, вы хотите знать, что такое война? Вот, посмотрите — это, это и вот это.

Пиетет пред столь могучей темой, судя по всему, вообще благотворно повлиял на Айера — на сегодняшний день кажется, что «Ярость» вышел его лучшим фильмом. Это крепкое, мощное, страшное, уверенно снятое (российским, кстати, оператором Романом Васяновым, снимавшим «Охоту на пиранью» и «Стиляг») и абсолютно традиционное военное кино, которое за регулярно проговариваемыми с экрана максимами типа «Увидел нациста — убей его!» скрывает обливающееся кровью сердце гуманиста. Один из самых интересных манёвров Айера — что центральную, самую оглушительную коллизию «Ярости» он разыгрывает незаметно, интимно, будто бы походя; но звенит она в результате в разы сильнее всего напускного военного пафоса. Впрочем, он успевает и показать, что и пафос-то этот — всего лишь психологические доспехи, без которых совсем не выдержать разворачивающуюся кругом мясорубку; и в них тоже полно смертельно опасных прорех. Да, наверное, всё это уже было сказано поколениями военных фильмов до «Ярости», и многие из них были сделаны лучше, крепче и пронзительней неё. Но пусть «Ярость» и не войдёт ни в какой пантеон военной киноклассики, но свою цельнометаллическую мысль она доносит чётко, ясно и убедительно. Как напоминание о том, что может ждать человека на поле боя, «Ярость» не только полезна, но и вполне своевременна.

Сейчас, когда у многих соотечественников вновь проснулись имперские настроения будущих завоевателей мира, никак не помешает лишний раз убедительно продемонстрировать, к чему неизбежно приводит одно только допущение мысли о том, что можно и с кем-нибудь повоевать, а что.

Вердикт — крепкое и мощное, примерно как танк, военное кино про Вторую Мировую

Рекомендуем почитать