Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Концерт: Sepultura — Бразилия забивает

Концерт: Sepultura — Бразилия забивает

31.03.2015
16
Sepultura

Шторма прошлого

«Есть ли в зале по-настоящему олдскульные фанаты?», — кричит со сцены вокалист Sepultura Деррик Грин на две трети заполненной «Эре». Половина присутствующих отзывается радостными воплями. «А помните такой альбом, „Schizophrenia“?» Растерянное молчание, недоумённое пожимание плечами в ответ. Тридцатилетняя история, как могли бы сказать соотечественники американца Грина, влившегося в бразильский состав только в 1997-м, is a bitch — когда ты говоришь о своей второй полнометражной пластинке 1987 года выпуска, твоя аудитория, внушительная часть которой на тот момент существовала только в мечтах своих мамы и папы, вероятнее всего полагает, что под олдскулом ты имеешь в виду что-то вроде альбома «Roots», ставшего высшей точкой карьеры группы. Впрочем, в каком-то смысле они тоже не то чтобы неправы — в следующем году альбому «Roots» стукнет двадцать.

Sepultura — группа довольно трагической судьбы. Бразильские парни, за какой-то десяток лет выбившиеся из предместий Белу-Оризонти (шестого по величине города в Бразилии) в международные суперзвезды металла — и расколовшиеся напополам со скандалом ровно в тот момент, когда они уже зависли буквально на волоске от того, чтобы стать одной из главных металлических групп, из тех, кого знают по названию даже не знатоки жанра (количество которых исчисляется числительным из одной цифры). То есть, группа, которая сегодня празднует тридцатилетие, на деле не совсем та же самая, что эти тридцать лет назад родилась. Из оригинального состава в группе остался один лишь басист Пауло-младший (гитарист Андреас Киссер пришёл в 87-м, как раз перед альбомом «Schizophrenia» — песня «From the Past Comes the Storm», которую на концерте сыграли после вопроса про эту пластинку, была первой, которую он написал в составе группы), а последний из братьев Кавальера, основавших группу, ушёл почти десять лет назад. Впрочем, текущий состав вместе уже практически в два раза дольше, чем продержался состав, ведомый Максом Кавальерой, и выпустил больше пластинок — что совершенно не мешает всем до сих пор спрашивать о том, когда же состоится воссоединение. (Правильный ответ — скорее всего, никогда. Макс лет пять назад оттаял и сказал, что он, в принципе, не прочь, если правильно попросят, но оставшиеся в Sepultura участники ясно дали понять, что просить не планируют).

Sepultura

Хаос нашей «Эры»

В общем, нынешней версии Sepultura приходится последние почти двадцать лет ежесекундно доказывать своё право носить собственное название — и, судя по концерту в Красноярске, за все эти годы они преизрядно в этом деле насобачились. Это было выступление группы злой, поджарой и мощной — новый материал пластинок с Грином, зачастую не менее эффектный, убедительно перемежался проверенными десятилетиями трэш-боевиками и хитами с классических пластинок середины 90-х «Chaos A.D.» и «Roots». Деррик Грин в общем зачёте металлических фронтменов идёт с Максом Кавальерой ноздря в ноздрю — наливной гигантский чёрный со сложением игрока в американский футбол, практически подпиравший на «эровской» сцене лысой макушкой потолок, он строил зловещие рожи и был в целом похож на какого-то хулигански развеселившегося демона из фильма ужасов, особенно когда его упоительный оскал подсвечивался ядовито-зелёным сценическим светом. Новый барабанщик Элой Касагранде, даром что младше всех остальных участников примерно вдвое (в смешной параллели с делами Кавальеры в Soulfly, где теперь тоже стучит молодая поросль, а именно родной сын Макса Зайон), выкладывался на барабанах не хуже молодого Игоря Кавальеры — Грин, где нужно, тоже включался в процесс, отстукивая племенные ритмы на отдельном барабане.

Как это часто бывает с группами, исполняющими громкую и тяжелую музыку рок, концерт окончательно прояснил все вопросы, которые могли бы быть к творчеству группы Sepultura, в любом из её составов. Sepultura Макса — замечательный, техничный и изобретательный трэш-коллектив, который в какой-то момент немного пересмотрел свой набор влияний и превратился бы в один из величайших тяжелых коллективов мира, если бы не трагический раскол. Sepultura Грина — замечательный, техничный и изобретательный трэш-коллектив, который уверенно исполняет классический материал и сочиняет новый на уровне, но так и не сумел снова подобраться к тому прорыву, который случился на альбоме «Roots». А он действительно случился — на той пластинке у Sepultura почти получилось перепридумать тяжелую музыку, изобрести для неё новый язык, более ритмичный и упругий, почти плясовой. Язык, понятный каждому, иллюстрацией чего мог бы служить исключительно пьяный немолодой мужчина на концерте в «Эре», который весь концерт мужественно нагружался у стойки, а под первые же звуки «Ratamahatta» внезапно устремился в сторону коллективного слэма по такой сложной траектории, что в пути незаметно для себя боднул меня головой прямо в лицо. Его можно было понять — в песнях с «Roots» действительно живёт совершенно особая могучая энергия, которая и нынешней Sepultura, и самому Максу в составе Soulfly, подвластна только в таком, законсервированном в старых песнях виде. Хорошо, впрочем, что хоть в таком — и хорошо, что ещё можно хапнуть этой энергии в самом её правильном, живом варианте, благодаря этим кряжистым, неотвратимо седеющим (ударник не в счёт) мужикам. Хочется верить, что и тридцать, и сорок лет для них — совсем не предел.

фото: Юлия Раскова

Рекомендуем почитать