В основе фильма — истории из сборника итальянца Джамбаттиста Базиле «Сказка сказок» (именно так фильм называется в оригинале, а выкрутасы нашего дубляжа, видимо, можно объяснить стремлением дистанцировать фильм от анимационного шедевра Юрия Норштейна), опубликованного ещё в XVII веке. Это был первый сборник, состоявший из сказок целиком, причём Базиле в данном случае выступал не автором, а компилятором — все эти сказки были записаны со слов народных сказителей на родном неаполитанском языке.
Режиссёр: Маттео Гарроне
В ролях: Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джоунс, Джон Си. Рейли, Кристиан Лис, Джона Лис, Хэйли Кармайкл, Ширли Хендерсон, Стейси Мартин
Продолжительность — 138 мин.
«Сказка сказок» оказала влияние на большинство видных европейских сказочников, причём иногда буквально — именно в этом сборнике берут начало истории, переработанные позже в «Спящую красавицу», «Золушку», «Ганзеля и Гретель», «Рапунцель» и многие другие.
Занятно вот что — у сборника Базиле имелся подзаголовок «Истории для развлечения самых маленьких», а «Страшные сказки» Гарроне выходят в прокат с рейтингом «шестнадцать плюс». В свой сборник режиссёр взял три менее известные истории, и они полны таких подробностей, что современные родители, подозреваю, воздержатся от пересказа подобных сюжетов своим карапузам.
Бездетная королева беременеет за ночь; движимый похотью король влюбляется в голос женщины, которую он в глаза не видел; принцессу отдают замуж за огра из пещеры; женщина в поисках вечной молодости готова подвергнуть себя кровавым мукам; мать, защищая своё дитя, превращается в жуткое чудовище.
Да, в большинстве из представленных здесь сказок читается довольно прямолинейная мораль (порой довольно прогрессивная для XVII века, как, например, в истории с принцессой и огром), которой, в общем, подчинено всё существование самой истории — но адресована она вовсе не самым маленьким. Им будет решительно непонятно, что делать с назидательными историями о том, какая кровавая опасность поджидает порой за углом тех, кто готов полностью отдаться на волю обуревающих их желаний.
«Сказки» — картина плотской, барочной, несколько избыточной красоты. Как визуальное и, скажем так, чувственно-атмосферное переживание, особенно на большом экране, они довольно изумительны — но с вычленением из этой нажористой красоты смыслов дело обстоит несколько сложнее.
Гарроне подчёркнуто держится текста и посыла первоисточника, и их нарочитая прямолинейность в какой-то момент вступает в противоречие с магической вселенной густого странного сна, которую режиссёр уверенно воссоздаёт на экране при помощи прекрасного оператора и постоянного соратника Дэвида Кроненберга Питера Сушицки.
Погружение в мир незнакомой сказочной истории основательно будоражит, но вот вытащить в неводе на поверхность из этого погружения практически нечего — и это заметно смазывает впечатление. Но, чёрт — как красиво всё-таки.
Вердикт — визуально избыточная, атмосферно оплетающая и странно не питательная итальянская сказка с международным актёрским составом