
Мир всезнаек
Илья, сегодня в России все больше людей, занимающихся популяризацией науки. Вы как один из них, как сами для себя определяете суть этого процесса?
Популяризация науки — это процесс рассказывания историй про науку, технологии, а главное — о том, что всё это значит для обычных людей. Сегодня научное знание вышло на такой уровень, что даже человеку с высшим образованием сложно быть в курсе всего, что происходит на переднем крае науки.
Редактор научно-популярного альманаха metkere.com, посвященного науке, культуре и технологиям.
Родился в Новосибирске, в настоящее время живет и работает в Москве. Специализируется на научных коммуникациях и популяризации образования.
Выступает в качестве эксперта в вопросах, связанных с популяризацией науки, цензурой в интернете, теорией и практикой блогосферы.
Темпы получения нами новых научных знаний сейчас несопоставимы с тем, что было 20-30-50 лет назад. Фактически каждую неделю появляются новые данные, которые уточняют, а иногда и меняют наше представление о мире и вселенной — о том, как она появилась и как будет развиваться. Месяц назад я впервые выступил с презентацией о самых перспективных научных открытиях года. Так вот, мне уже пришлось добавить в нее два новых слайда. За это время — всего четыре недели — открыли новый вид гоминидов, homo naledi, и появились сообщения о соленой воде на Марсе.
Популяризаторы как раз занимаются тем, что рассказывают об открытиях, их значении и возможных последствиях и делают это на языке более-менее понятном массовой аудитории. Инструментарий разнообразный: одни пишут тексты, другие снимают видео, третьи проводят мероприятия и устраивают научные слэмы. Форматы различные, но цель — одна: заинтересовать людей научными открытиями, показать, что наука может быть интересной, живой и увлекательной.
Какая из стран сегодня приносит больше всего прорывных новостей?
Тут все не меняется, кажется, уже лет 50. Это, естественно, Америка и Британия. Очень сильны позиции немецких ученых в ряде направлений. Например, «Общество им. Макса Планка» постоянно генерирует информационные поводы по самым разным темам.
Почему «ботаником» быть перспективноВ частности там работает Сванте Паабо, который занимается изучением генома вымерших представителей рода homo — неандертальцев, денисовского человека. Наверняка, скоро он займется исследованием генома homo naledi.
Расположенный в Швейцарии ЦЕРН — огромная международная коллаборация, в которой работают ученые со всех стран, включая Россию. На мой взгляд, будущее именно за такими проектами. У нас уже есть успешные примеры подобных коллабораций — Международная космическая станция, самая большая и дорогая научная лаборатория, созданная человечеством с участием порядка 20 стран.
Как вы отвечаете на вопрос «Зачем научные знания людям?»
На мой взгляд, единственное, что отличает людей от других животных — это любопытство. Именно оно заставило наших предков выйти из Африки и заселить все континенты, оно привело нас в космос. Любопытство же заставляет ученых делать открытия, а нас — не ученых, обывателей — интересоваться результатами этих исследований. Задача популяризатора науки — удовлетворить это любопытство, а иногда и создать спрос на интересные рассказы о науке.
Что приходится делать чаще: создавать спрос или отвечать на уже имеющийся у аудитории запрос?

По-разному, всё зависит от самой аудитории. По моим наблюдениям, у людей старше 25 лет интерес к науке по умолчанию, скорее, есть. Более юных слушателей нужно заинтересовывать. Например, объяснять студентам какая им польза от того, что где-то там, на орбите, летает «Хаббл»?
И какая?
В том числе, благодаря космическим исследованиям у нас, например, есть смартфоны. В них используется множество космических наработок — начиная от GPS и заканчивая сенсорами фото- и видеокамер.
Со школьниками, наверное, сложнее всего. Потому что, с одной стороны, это самая восприимчивая ко всему новому аудитория с врожденным запросом на новую информацию. С другой же стороны, современные школьники — жертвы нынешней системы образования и ЕГЭ. Последние несколько лет их только и учат, как сдавать экзамены по 2-3 предметам. Все, что находится за пределами этих направлений, из-за нехватки времени мало интересует ребят. Вот поэтому этот интерес и нужно создавать — рассказывать прикольные истории, показывать яркие картинки, находить метафоры. В общем, использовать весь доступный арсенал. Хорошо это получается у моих коллег, которые работают в видеоформате.
Например, Женя Тимонова — автор видеоблога «Все как у зверей», делает потрясающую передачу на YouTube. Она снимает несколько научно-популярных роликов в месяц и рассказывает о том, как животные похожи на нас. Оказывается, они так же интересуются сексом, хорошей едой, у них есть альтруизм и патриотизм — можно найти очень много параллелей. Эти ролики очень популярны.
Недавно один из них стал первым научно-популярным роликом в России, набравшим больше миллиона просмотром. Совершенно невообразимая аудитория!
А что, если дети привыкнут к легкому «потреблению» знаний и разучатся, или даже не захотят, «копать вглубь»?
Да, есть такие опасения и они, наверное, в чем-то справедливы. Но тут нужно четко ответить на вопрос: «Чего мы хотим?» Мы хотим получить «мир специалистов» или то, что называется, дженералистов — людей с широким представлением о мире, этаких всезнаек. Конечно, специалисты важны. Но сегодня нам всем нужно иметь багаж небольших знаний обо всем. И для этого вполне достаточно легких форматов — видеоблогов, инфографики, ярко рассказанных забавных историй. Понятно, что нельзя стать специалистом по биофизике или лингвистике, смотря ролики на YouTube. Для этого нужно учиться много-много лет. Но посмотреть пару популярных лекций и получить общее представление о том, как эволюционировали языки — вполне реально.
Чему учить детей?
Что говорит ваш опыт, какие области науки сегодня интересны широкой аудитории?
Есть несколько тем, которые всегда пользуются спросом. Это все, что связано с животными — такие «ми-ми-ми»: котики, птички, червячки, трилобиты. Точно есть спрос на все, что связано со здоровьем: курить немодно, бегать модно. Новости про медицинские исследования очень интересны широкой аудитории. Мой коллега научный журналист Алексей Паевский много выступает с лекциями про медицину будущего и всегда собирает аншлаги. Кстати, его основной тезис — к 2050 году человечество более-менее разберется со своими главными болячками, после чего продолжительность жизни заметно увеличится.
К слову, о моде. Вы сказали, что модно быть здоровым, а быть умным — сегодня это модно?
Когда наука — это весело и не скучноДа, конечно! И миллион просмотров научного ролика про животных говорит именно об этом. Тысячи людей, которые ходят на фестивали науки, этот тезис также подтверждают. Я много общаюсь со школьниками и точно могу сказать: эрудиция для них является ценностью. Знать о мире — важно. Ребята хорошо понимают, что это востребовано в будущем в приложении к карьере. Если ты много знаешь — ты будешь получать много денег. Если ты мало знаешь — твои карьерные перспективы сомнительны. У школьников появляется понимание, что нужно и важно учить математику, физику, знать биологию. Без этого будет очень сложно найти себя не только в науке или производстве, но даже в каких-то гуманитарных областях.
Программирование — важнейший навык XXI века. Если раньше много говорили о том, что нужно учить иностранные языки, то сегодня мы говорим о том, что нужно учить языки программирования. Неважно, чем вы занимаетесь — эти знания пригодятся и журналисту, и биофизику. Быть умным не просто модно, мода — это преходящее. Я бы говорил о том, что быть умным жизненно необходимо. XXI век — это совершено точно век умных людей.
Но, согласитесь, что у медали есть и обратная сторона. Современные дети — заложники быстрого развития технологий и потока новых знаний. Вопрос № 1 для них сегодня даже не «кем стать, чтобы быть востребованным через 5-10 лет?», а «как не ’’отстать от поезда’’?»
Действительно, проблема современного образования — не только российского, но и мирового — в том, что в большинстве случаем мы учим детей тому, что нужно было знать лет 50 назад. Поэтому когда они оканчивают школу и университет, оказывается, что их набор знаний «просрочен». Мир, действительно, ускорился и сейчас мы, в лучшем случае, можем лишь предположить, какие знания и навыки будут востребованы через 5-10-15 лет.
Как сделать физфак престижнее эконома и юридическогоОчевидно, что образование должно быть индивидуальным, технологичным и учить, скорее, навыкам поиска информации, чем какому-то набору знаний. Образование должно быть гибким и развивать в ребенке навык гибкости.
Если говорить о том, чему стоит учить детей сегодня — это совершенно точно иностранные языки, причем не только английский. Это всё, что связано с программированием и биологией. Думаю, что не стоит списывать со счетов домашнее обучение — родители должны посвящать образованию ребенка несколько часов в день.
Образование детей — это точно не то, что можно отдать на «аутсорсинг» школьному учителю. Этим нужно заниматься самим — по вечерам, выходным. Читать с детьми хорошие книги, смотреть научно-популярные фильмы, показывать детям заповедники, национальные парки, исторические объекты.
Я очень жалею о том, что впервые попал в Рим, когда мне было 30, а не 10 лет. Когда ты своими глазами видишь то, о чем всю жизнь читал в книжках, «паззл» складывается и представление о мире становится другим, более полным. Поэтому совершенно точно нужно возить детей по миру. Думаю, это даже важнее, чем копить деньги на высшее образование.
А деньги я заработаю?
Если посмотреть на этот вопрос под совсем обывательским углом. «Робототехник» или «биофизик» — интересно, но малопонятно. Другое дело «юрист», «экономист» — будет сидеть в банке, выдавать кредиты, а не заниматься непонятно чем, в непонятно каких лабораториях.
Да, это более понятный путь. Я получаю диплом юриста-экономиста-менеджера и потом иду работать в какой-нибудь офис. Но тут есть одна проблема: сколько каждый год выпускается юристов-экономистов-менеджеров? Десятки тысяч. А инженеров и ученых? На порядок меньше.

Просто потому, что на рынке гораздо меньше таких специалистов, они всегда будут востребованы. Понятно, что не все готовы идти в фундаментальную науку, да это и не нужно. Но робототехника — на дворе XXI век, роботы играют все большую роль в различных производствах.
Если вы учитесь тому, как создавать роботов и управлять ими, вам обеспечена понятная карьера на долгие десятилетия. Если вы получаете диплом экономиста или юриста, вы, наверное, будете востребованы лет пять, а дальше?
В популяризации науки Россия отстает от Запада как раз в вопросе имиджа ученого. Там он очевидно выше, и ученых супер-звезд там гораздо больше. Они, например, могут появиться в каком-нибудь блокбастере. Скажем, американский астрофизик, один из отцов популяризации науки в мире Карл Саган был соавтором фильма «Контакт». В России тоже появляются ученые-звезды, например, Александр Семенов, морской биолог. И когда таких людей будет хотя бы несколько сотен, тогда можно будет говорить о том, что да, профессия ученого в России востребована и понятна. Пока мы находимся в начале пути, но движение идет.
Финансовый успех в науке возможен?
Тут я не буду рисовать радужные картины. Молодому ученому без степени, публикаций и опыта преподавания мало что светит. Поэтому я и говорю о том, что фундаментальная наука — это удел людей увлеченных. Но если мы говорим об инженерных специальностях — там верхней границы зарплаты нет. Зарплата хорошего программиста совершенно точно больше зарплаты хорошего экономиста. Доходы высококлассных спецов в области программирования в крупных компаниях — это сотни тысяч рублей. Кажется, это то, ради чего стоит учиться.
Наталья Мороз
