Как это сделано: Красноярский научный центр

05.04.2017
Красноярский научный центр

Красноярский Академгородок создавался во второй половине XX века. Сначала в городе был построен Институт физики, который сейчас носит имя своего основателя — академика Леонида Васильевича Киренского. Чуть позже началось строительство жилья для ученых. Начиная с середины 50-х годов и до начала 90-х, в городке появлялись новые институты, дома и социальная инфраструктура. Строительство велось на деньги Академии наук СССР. Земля, дороги, здания — всем этим заведовал Красноярский научный центр, который представлял в городе академию наук.

Материалы по теме
«Здесь будет город-сад!»: как в 60-х строили Академгородок
Уникальная фотоистория про красноярский «район ученых»

Изменились времена, изменились и правила жизни. Практически сразу после распада Советского Союза Москва резко сократила количество денег на поддержку инфраструктуры Академгородка. Содержать имущество стало практически невозможно. Даже в научных институтах бюджетных денег до сих пор хватает лишь на зарплату и частичную оплату коммунальных услуг. Долги по коммуналке приходится гасить из собственных, заработанных средств. При этом практически вся земля Академгородка является федеральной. Деньги на оплату земельного налога приходят из центра и регулярно перечисляются Красноярским научным центром в бюджет города.

Постепенно на баланс города были переданы две школы (позже одна из школ стала корпусом СФУ) и три детских сада (из них по назначению сейчас работает только один). В 2008 году в собственность городу были переданы и дороги Академгородка. Несколько лет назад руководство научного центра попробовало из собственных средств залатать ямы на дороге, ведущей к гимназии № 13, и поплатилось за это практически судебными неприятностями — нецелевое использование федеральных средств на городскую собственность.

Ситуация непростая. С одной стороны, в Академгородке давно живут не только ученые. Казалось бы, взять и отказаться «академикам» от всей ненаучной инфраструктуры. С другой, в свое время модели организации науки по принципу академгородков завидовали ученые и управленцы многих стран. Американская концепция «университетского кампуса» в котором можно жить и заниматься наукой, не покидая его, основывается на схожих принципах автономности и самодостаточности. Не совсем понятно, зачем нам ломать систему, которая работала в Советском Союзе и продолжает работать сейчас и в России, и во всём мире.

Реформа: как объять необъятное

Федеральный исследовательский центр Красноярский научный центр СО РАН образован в 2016 году на базе Красноярского научного центра СО РАН, который ранее (в 1978 году) был организован как Красноярский филиал Сибирского отделения Академии наук СССР.

В состав входит 11 организаций:
— Институт физики им. Л.В. Киренского
— Институт леса им. В.Н. Сукачева
— Институт биофизики
— Институт вычислительного моделирования
— Институт химии и химических технологий
— Красноярский научно-исследовательский институт животноводства
— Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
— Научно-исследовательский институт сельского хозяйства и экологии Арктики
— Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера
— Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука»
— Дом ученых

Количество лабораторий — 75
Всего сотрудников — 2011
Научных сотрудников — 742

В 2014 году была начата масштабная реформа академической науки в России. Во-первых, были объединены три академии наук — классическая — Российская Академия наук — и Академии медицинских и сельскохозяйственных наук. Во-вторых, было создано Федеральное агентство научных организаций. Это структура является учредителем всех академических институтов в стране и отвечает за управление имуществом и финансами.

В любой реформе не обойтись без сложностей. Особенно заметными стали проблемы на уровне Академгородков. Независимые научные институты должны поделить между собой территорию, имущество, коммуникации — всю научную и бытовую инфраструктуру. Тогда возникла идея объединения всех академических институтов в исследовательский центр. В рамках одного юридического лица сохраняется единый земельный, имущественный и приборный комплекс, а ученые получают возможность заниматься исследованиями на стыке разных наук без организационных барьеров.

Федеральный исследовательский центр Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук был создан в августе 2016 года. В его состав вошли пять институтов Академгородка (физики, биофизики, леса, вычислительного моделирования, химии и химических технологий), три института бывшей академии сельскохозяйственных наук (животноводства, сельского хозяйства, сельского хозяйства и экологии Арктики), один медицинский институт (медицинских проблем Севера), специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» и Дом ученых.

Основная сложность объединения была связана не с размером, а с разнородностью институтов. Однако красноярские ученые видят в этом скорее плюс для новой структуры. Программа развития центра включает в себя несколько проектов на стыке наук. В январе в Красноярске прошло большое совещание с участием руководителей академических институтов со всей страны, губернатора Красноярского края, руководства ФАНО и академии наук. Опыт Красноярска признан положительным. Сейчас процессы интеграции академических институтов по всей стране проходят с учетом красноярского подхода.

Реформа академии наук, среди прочего, ввела строгие ограничения на возможность занимать руководящие должности. Ученый после 65 лет не может быть директором института. Если действующий директор старше — он может доработать до конца контракта, а после освободить место для «молодежи». В Красноярске совпали по времени и организационные реформы, и срок контракта директора Красноярского научного центра СО РАН, академика Василия Филипповича Шабанова. Скоро сотрудникам научного центра предстоит выбрать нового директора. Кандидаты — два доктора наук из своих, академовских. Физик Никита Волков уже около пяти лет руководит Институтом физики, химик Николай Чесноков — Институтом химии. Через неделю мы узнаем, кто в течение следующих пяти лет будет развивать в Красноярске Федеральный исследовательский центр.

Новые лаборатории и открытия

История и законы, земля и имущество. А как же наука? Чем занимаются ученые Академгородка? Ответ на этот вопрос получить очень просто. Сделайте в любом интерне-поисковике запрос «красноярские ученые» и вы увидите десятки новостей о результатах исследований красноярцев. Традиционно наука была закрытой сферой. Но в последнее время стало понятно, что налогоплательщик должен знать о том, чем занимается ученый на государственные деньги. И красноярские ученые не стесняются рассказывать о своих успехах. Свечение живых организмов, замкнутая система жизнеобеспечения БИОС, магнитные материалы, лесные пожары и насекомые-вредители, наблюдения за землей из космоса, новые лекарства — это не полный список работ, которые привлекли внимание федеральных средств массовой информации уже в этом году.

Материалы по теме
Топ-5 красноярских ученых новой волны
Какими научными прорывами отметились в уходящем году ученые Красноярска

Одним из показателей успешности работы ученых являются научные публикации. Есть даже специальная область исследований — наукометрия, которая занимается тем, что оценивает качество научных публикаций. Не вдаваясь в подробности этих исследований, можно сказать, что научная статья статье рознь. Важен не сам факт публикации статьи (есть так называемые мусорные журналы, где за деньги печатают все что угодно), а то, где статья опубликована. Научные журналы делятся на очень хорошие, хорошие и плохие. По числу статей в хороших научных журналах институты красноярского Федерального исследовательского центра среди всех организаций России, что занимаются наукой, включая университеты, занимают 22 место.

Если смотреть только организации академии наук, то ФИЦ КНЦ СО РАН на третьем месте, перед нами по одному институту из Москвы и Питера. Неплохой результат для Красноярска.

Сравнение показателей публикационной активности российских организаций за последние 5 лет.

Конечно, науки в Красноярске все еще не так много. Последние годы наблюдается рост публикационной активности, но догнать Новосибирск или Томск нам пока не удается. Эта разница легко объяснима. Если в Красноярске в структуре дореформенной академии наук действовало 5 институтов, то в Новосибирске больше тридцати. При этом некоторые из них по размеру превосходят даже объединенный Федеральный исследовательский центр в Красноярске. В данном случае размер и валовое финансирование имеют значение. Науку делают ученые. Для того, чтобы иметь больше науки, нужно иметь больше активных ученых.

ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН
Адрес: Красноярск, Академгородок, 50
Сайт: krasn.ru
Телефон: +7 (391) 243-45-12, 290-50-39
Факс:
+7 (391) 249-53-78
Электронная почта: fic@ksc.krasn.ru

Если рассматривать в качестве меры активности ученого количество научных публикаций, то у ученых Академгородка хорошие показатели. В некоторых институтах ФИЦ КНЦ СО РАН средняя результативность превышает одну научную статью в год на одного научного сотрудника. В целом в объединенном центре на одного научного сотрудника публикуется примерно 0,7-0,8 статьи в год. Это хороший показатель, в среднем по России результативность ученых 0,2-0,3 статьи в год.

Впрочем, для ученых, да и для всех нас, важны не цифры, а конкретные результаты. В институтах федерального исследовательского центра работает более 60 лабораторий, каждая из которых готова рассказать всем желающим, чем занимаются красноярские исследователи. Ежегодно ученые Академгородка выигрывают десятки грантов, проводят сотни экспериментов, выезжают в экспедиции в разные точки страны и мира. В последние годы в науку пошла молодежь, существенно уменьшился средний возраст научных сотрудников, открываются новые лаборатории под руководством молодых ученых.

Кризис последних лет чуть замедлил темпы роста местной науки, но нужно использовать новые возможности. Программа развития Федерального исследовательского центра утверждена на федеральном уровне. В институты уже приходят первые партии оборудования, закупленного в рамках этой программы. Работа идет точечная — приобретаются дорогостоящие приборные комплексы для развития приоритетных направлений.

В целом в Красноярске сложилась уникальная ситуация — есть все предпосылки для развития «умного города». Сначала у нас был создан один из первых в стране федеральных университетов. Потом в городе появились Федеральный исследовательский центр и опорный университет. Такой потенциал федерального внимания и финансового вливания нужно использовать с умом.

Егор Задереев