
С чего стартовал мэр
Сергей Ерёмин занял пост главы Красноярска 24 октября 2017 года. С тех пор городская администрация в корне изменила свою информационную политику. Мэр отвечает на вопросы красноярцев в инстаграме, заставляет своих подчинённых — глав районов отчитываться о результатах работе там же.
В прошлом году глава города вышел на на прогулку с известным урбанистом Ильёй Варламовым. Устраивал он и «очную ставку» в баре с красноярскими блогерами. На днях подвести итоги двух лет работы на посту мэра Сергей Ерёмин тоже решил в формате закрытой встречи со СМИ, но уже в своём кабинете. В свойственной ему довольно экспрессивной манере глава города вспоминал, как всё начиналось:
«Когда встал на пост мэра, думал, что мне всё понятно, всё знаю. Заблуждался. Муниципалитет — это отдельная составляющая, у меня был какой-то нейронный взрыв первое время. До сих пор Красноярск для меня учитель — каждый день новая тема. Вы же понимаете, помимо хозяйственных вопросов, общество очень разное по интересам. Нужно дать всем возможность проявить себя и высказать видение города. Хочется,чтобы Красноярск стал всесторонним „фан-клубом“, в который есть стремление выходить из своей квартиры, возвращаться из других городов. Ещё моей задачей было взбудоражить команду. Я даже специально создаю ситуации и барьеры, чтобы подчинённые искали на них ответы. Руководители должны нащупать берега, понимать важность обдуманных действий».
Глава города подметил, что с самого начала мэрства придерживается нескольких принципов в изменении Красноярска: чистота, узнаваемость, современность. Всё это складывается в уже родной термин Сергея Ерёмина — «столичность».
«„СтоЛИЦА“ — этот термин нужно понимать так: город, в котором на первом месте люди», — добавляет мэр.
Жёсткие дискуссии: о спорной застройке
На встрече затронули и непростую тему, когда доведут до конца вопрос с ограничением этажности в Красноярске.
Прогулка по дому-муравейнику в новом микрорайоне Красноярска«Сейчас строители опасаются, что если введём регламент, то они многое потеряют. Дискуссии с ними продолжаются. Но работа по корректировке проекта планировки города идёт. В городе должны быть высотные здания, но не „китайские стены“ по 10-12 подъездов и 5-6 тысяч жителей в одном доме. Нужно стремиться к гуманной застройке. В жилом комплексе может быть разве что одна свечка», — высказался мэр и привёл в качестве примера бездумной застройки жилые комплексы «Белые росы» и «Тихие зори».
В Красноярске снова подняли вопрос строительства двухэтажного здания общественного центра у Речвокзала на Дубровинского. Его уже пытались возвести в 2016 году, но проект приостановили из-за возмущения общественности.
Впишется ли здание в концепцию набережной — пока непонятно. К тому же само строительство крупного объекта на берегу противоречиво: территорию два года подряд за большие деньги обустраивали для пешеходов и спортсменов, освобождали от незаконного бизнеса и парковок.
«В прошлом году мы решили вопрос с благоустройством левобережной набережной. Освободили территорию от неприглядных кафе, где жарят шашлыки и рассаживают посетителей на пластмассовые стулья. Строительство общественного центра возле Речного вокзала — это желание собственника земли. Требование администрации пока следующее — проект должен гармонировать с пространством. Инициаторы обещают обустроить удобный подземный паркинг, организовать эксплуатируемое пространство на крыше, которое станет продолжением Александровского бульвара. Проект не получит одобрение без этих и ряда других условий», — рассказал мэр.
Глава города не скрывает своих опасений, что общественный центр на набережной может повторить судьбу здания на проспекте Мира на месте кафе «Кантри». При строительстве нового кафе нарушили земельное и санитарно-эпидемиологическое законодательство, разрешение на строительство выдала мэрия. Новостройку пытались снести. Летом 2019-го после проверок, экспертиз, суд Центрального района приостановил дело о сносе.
«Да, сейчас мы кусаем локти и вынуждены проходить все круги бюрократического ада. Независимые арбитры поставят точку в вопросе, кто прав, кто виноват», — пояснил глава города текущую ситуацию с недостроенным зданием на Мира.
«10 поездов грязи»: про уборку города
Чистота в городе — на особом контроле Ерёмина. В прошлом году в Красноярске при поддержке губернатора Александра Усса закупили 100 единиц коммунальной спецтехники. Что касается зимней уборки дорог, тут тоже всё налаживается. По крайней мере, в этом заверяет мэр.
«Я побывал на предприятии, которое занималось отсыпкой ледяных дорог зимой в 2017, 2018 годах. Увидел космические горы песка, глины, мелких камней. Оказалось, что каждый сезон на дороги Красноярска высыпали 60 тысяч тон такой смеси — это 10 железнодорожных составов грязи, которую потом приходилось вымывать всё лето. Всё это и стало предпосылками к переходу на „бионорд“. Мы тестировали этот реагент в прошлом году, после этого подрядчик даже скорректировал состав. Сейчас мы полностью уверены в его эффективности и экологичности», — рассказал мэр.
Наглядная демонстрация готовности к зиме уже есть в аккаунте главы:
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Сергей Еремин (@eremin__krsk) 10 Окт 2019 в 6:28 PDT
«Радуюсь, когда машину обгоняет автобус»: о транспорте, парковках и пешеходах
С 2018 года в Красноярске началась реформа системы общественного транспорта (корректировка и отмена маршрутов, обновление автопарка). Затронуло это и автомобилистов, когда на нескольких самых оживлённых дорогах и мостах города ввели выделенные полосы. До сих пор красноярцы жалуются, что выделенки не работают. Но мэр считает, что всё идёт по плану.
Карта выделенок, за проезд по которым скоро начнут штрафовать«Невозможно всё сделать идеально в транспортной системе, есть определённые ограничения в этой сфере. Участников много: общественный транспорт, личные авто, пешеходы. До прошлого года „царь-король“ в городе был автомобиль, сейчас приоритет переходит к маршруткам. Когда стою в пробке, должен психовать, но внутренне радуюсь, если меня обгоняют автобусы. Есть задача, выстроить магистральное пассажирское сообщение. Если получится реализовать проект с метро на левом берегу и запустить скоростной трамвая на правом, это решит много проблем на дорогах», — отметил Сергей Ерёмин.

Идея водного транспорта пока буксует — по словам Еремина, местный бизнес не готов браться за это направление даже с субсидиями из городского бюджета.
Зато город начали подстраивать под пешеходов. Хорошие примеры — в центре освободили от автомобилистов улицу Дзержинского, благоустраивают скверы. Власти планируют в ближайшее время всё-таки запустить строительство нового пешеходного перехода на Карла Маркса (вместо того аварийного, что разобрали в 2015-м), который свяжет площадь Мира с левобережной набережной и вантовым мостом до Татышева, а также восстановить мост через протоку на Татышеве.
«Были бы ресурсы — сделали бы всё и сразу уже давно. Но „вода камень точит“, сейчас будем подтягивать эти идеи к 400-летию Красноярска», — добавил Сергей Ерёмин.
Про острова, аквапарк и крематорий
Еремин неоднократно говорил о развитии островов. Пока эта тема в проработке, потому что касается главных зеленых пространств Красноярска.
«Логика была такая: сначала сделать дорогу на острове Отдыха, потом благоустроить мыс — там, кстати, заработал парк семейного отдыха этим летом. Остальное благоустройство займёт несколько лет. Хочется комплексно посмотреть на развитие территории, чтобы сохранить её природную историю. Это касается всех островов в городе. В СФУ уже со следующего года будут заниматься концепцией их развития молодые архитекторы и дизайнеры города», — объяснил мэр недоделки.
Очередная попытка навести порядок на мусорной стороне КрасноярскаЧто касается острова Татышев, сейчас власти решают, какое применение найти под новый визит-центр недалеко от вантового моста. Планов мэр не раскрыл, но отметил, что есть идея отдать его под некий молодёжно-гастрономический проект.
Не обошлось и без упоминаний многолетних строек:
«Надеюсь, мы доведём до конца проект со строительством аквапарка и крематория. Эти объекты должны быть в миллионном городе. Как и пятизвёздочный отель!», — подытожил мэр.
Напоследок мэра спросили, удалось ли ему отдохнуть хотя бы неделю за два года на посту. Ерёмин ответил, что даже в отпуске не получается отключиться — то ёлку срубят без спроса, то ларёчники бунтуют. Получается, что мэр — это и не работа, а образ жизни. Вам нравится, как изменился Красноярск за эту двухлетку, чего по-прежнему не хватает городу?
Анастасия Щепетова специально для интернет-газета Newslab