Что ж, друзья — фестиваль в Канске практически завершился; впереди только подведение итогов и торжественное закрытие. Конкурс в этом году, надо сказать, подобрался довольно отличный, как стало казаться по завершению четвертого дня программы. Причём особый повод для гордости, как поделилась одна из его постоянных организаторов Надежда Бакурадзе — это количество русских фильмов в конкурсе. В прошлом году их было только пять, в этом уже восемнадцать. Хорошо бы такая прогрессия сохранялась и в следующие годы.
Так, ладно — от лирики к фактам. В пятницу показывали вот что — программу под названием Clipы, подготовленную уже известным нам берлинским фестивалем InterFilm, подборку фильмов с болгарского фестиваля VideoHolica, и заключительную часть канского конкурса. После её завершения актер Михаил Ефремов, являющийся членом жюри фестиваля, представил новый фильм Григория Константинопольского «Кошечка», в котором он сыграл одну из главных ролей. Завершился день показом старого фильма Романа Полански «Что?»
Clipы
Clipы по большей части соответствовали своему названию — почти вся программа была отведена под разного рода музыкальные кипы, анимационные эксперименты и всяческие заставки. В основном всё было здорово — хотя не обошлось и без своих странностей, вроде клипа «Pretty Life», как будто вдохновленного плохими компьютерными игрушками про магов, воинов с мечами и эльфийских принцесс.
Была совершенно отличная анимационная серия «Виды спорта и отвлечения» — минималистичные черно-белые эскизики, разворачивающиеся за какие-то пять-шесть секунд, очень прекрасные. Хороша была и работа Джона Дилворта «Жизнь в изменении» — этакая слегка двинутая на голову терри-гиллиамовщина в духе его заставок к «Монти Пайтону». Дилворт, кстати, если я ничего не путаю, автор «Грязной птички», которую вы можете помнить по МТВ — там дурацкая птичка дразнила кошку, показывая ей жопу. «Жизнь» сделана примерно в той же варварской стилистике, только будет ещё поотвязней.
В болгарской секции подборка фильмов была поразнообразней, как по технологии, так и по настроению. Например, был отличный фильм «200 000 призраков», составленный из архивных фотографий Хиросимы до и после бомбёжки и озвученный элегической композицией Current 93. Или «Ракетчик» — довольно длинная гипнотизирующая фантастика о русском космонавте, спасающем американскую космическую станцию путём втыкания нужной вилки в розетку. Ещё была милая итальянская анимация о том, как сделать столик из цветка (инструкция причем была озвучена в песне — в финале там получалось, что без цветка не сделать вообще ничего на свете). Фильм «Outside» в первые пару минут отлично играл на сломе шаблона того, что можно показывать в видовом фильме о Китае, но потом зачем-то едва ли не полчаса зациклился в режиме простой нарезки кадров из уличной жизни Пекина.
Конкурсная программа
Финальный выпуск конкурсной программы порадовал многим. Была очень проникновенная и остроумная короткометражка из Испании «Атака роботов с Небулы-5», такая трагикомедия о персональным предчувствии Апокалипсиса; испанцы же отвечали за показанную чуть позже откровенно комическую зарисовку «Сделано в Японии», тоже довольно неплохую (в ней парень пытается объяснить девушке, почему он не пришёл на помолвку её сестры, и сочиняет дикие небылицы про то, как он ездил в Японию искать своего настоящего отца).
Из такой же оперы милого и остроумного кино была очаровательная прибалтийская короткометражка «Нерутина» — сделанная в технике stop-motion анимация о том, что если слушаться своих вещей, то можно вполне найти своё счастье. Вообще, комического в этом выпуске программы было на удивление много — этот настрой поддерживала и славная отечественная дурка «Испытания большого адронного коллайдера», и завершавший программу мультик «Новые картинки с Марса», в котором зеленые марсиане через съемочные аппараты марсоходов посылали землян на хер. Короткометражка «На крыше», впрочем, уводила общий юмор программы в более абсурдную, почти гринуэевсую сторону — там в серии коротеньких сценок исследовались свойственные ему одержимости геометрической выверенностью постановки кадра, освещением и цифрами.
Не всё, впрочем, было так мило. Например, отечественный фильм «Лифт Арцутанова» о профессоре Арцутанове, изобретателе идеи о космическом лифте. Сам главный герой фильма — совершенно удивительный; невероятно бодрый, эксцентричный старичок, готовый рассказывать о своём изобретении абсолютно всем, от съемочной группы фильма о нём до продавщицы мороженого на улице. И вот о таком-то благодатном герое нам делают такое назидательно-социальное кособокое нечто (рассказы о лифте Арцутанова перемежаются рассказами о том, как у него отобрали квартиру; причём и то, и другое чередуется как-то механически, безо всякого намека на связный нарратив), которое при этом ещё озвучено самыми чудовищными музыкальными клише, что только можно придумать — мелодраматическая тема Яна Тирсена из «Амели» (дважды), «Так говорил Заратустра» (дважды), «Голубой Дунай» (дважды). Только «Полёта валькирий», блин, не хватало.
В принципе, я примерно уже представляю, что может оказаться в списке победителей — наверняка «Круги по воде», возможно, «Нерутина», «Атака роботов с Небулы-5». Я бы лично все призы отдал китайскому «Заклинанию угля», но почему-то кажется, что жюри моё мнение не разделит. Впрочем, скоро всё узнаем — до подведения итогов осталось всего ничего. Оставайтесь на связи.
С.М.