Что-то наш культурный радар засбоил — оказывается, Ник Парк сделал новую короткометражку про великих Уоллеса и Громита ещё два года назад, а мы ни сном, ни духом! Пришлось вчера срочно исправляться.
Короткометражка называется «Дело о смертельной выпечке» — в ней Уоллес с Громитом идут в хлебопекарный бизнес как раз тогда, когда по городу кто-то убивает пекарей. 12 штук уже погибло; Уоллес, понятное дело, тринадцатый. В общем, такая довольно традиционная уоллесо-громитовкая детективная заморочка. Полно фирменных деталей — так, название появляется на фоне затылка
Не знаю, в чём конкретно дело — то ли в том, что из-за используемой технологии на каждый фильм уходит чёртова прорва времени, и сам Парк за это время успевает довольно сильно поменяться, то ли в том, что кто-то из нас, Парк или я, слишком уж повзрослел для всего этого. Но вот того ощущения чистого незамутненного восторга с первых же минут, который накрывал и на всех трёх короткометражках, и на «Кролике-оборотне», тут нет, по крайней мере, сразу с порога. Со временем «Дело» закручивается в нечто весьма истерическое, а когда Парк вдруг в финальной битве в пекарне начинает на ровном месте цитировать «Чужих», это видеть надо. Но всё равно — у него, похоже, из-за «Кролика-оборотня» сбились какие-то важные настройки в плане ощущения экранного времени. Если раньше получаса ему хватало за глаза (вспомните хоть «A Grand Day Out», там же чистая элегия была, хотя дело и касалось полёта на Луну на собранной в домашних условиях ракете), то в «Деле» чувствуется вдруг какая-то неприятная суетливость. Как будто Парк понимает, что времени у него мало, и торопится запихнуть в фильм сразу всё-всё-всё.
Плюс у него немного странноватые сдвиги в чувстве юмора наметились — как-то сильно выросло количество несколько скабрезных шуточек для взрослых. Это и в «Кролике-оборотне» у него было, конечно, но там оно хотя бы в одной сцене сконцентрировано было (когда Леди Тоттингтон предлагает Уоллесу свою морковку понюхать — там такой текст, умом тронуться можно; не представляю, как они могли сидеть на показах среди детей и не краснеть в этом месте). А тут как-то рассовано более-менее равномерно по всему фильму — и когда в очередной раз что-то такое шутится, хочется сказать «Ну Ник, ну хватит уже, ну ты чего». Ну, и чтобы добить уже все претензии — там временами видно, что они немного на автопилоте работают, используя то, что сами раньше придумали; и во второй раз оно уже не так здорово всё работает.
Но всё равно, всё равно — Уоллес и Громит даже на автопилоте лучше почти всего, что бывает на свете. Хочется как-то Парку пожелать, чтобы он в дальнейшем поосторожнее с героями обращался — они же лучше всех, и такими и должны оставаться!
С.М.