Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Ненавижу когда они небриты

Ненавижу когда они небриты

10.02.2010
3

На днях пересмотрели старый фильм любимой Кэтрин Бигелоу «Near Dark» (долго думали, как его правильно называть по-русски, остановились на варианте «Почти стемнело»; вариант с «Сумерками» по понятным причинам отмели, хотя он там забавным образом более, чем уместен). Это такой вампирский вестерн, действие которого происходит на американском юге; кино бодрое, энергичное и неотразимое.

Сценаристом в этом фильме числится некто Эрик Ред; среди его прочих заслуг, в частности, прекрасный «Попутчик» с Хауэром, сделанный за год до «Почти стемнело». Там он, в принципе, тоже засовывал некую мистическую силу в пустынные земли бесконечных шоссе, выжженных равнин и крошечных забегаловок вдоль хайвэев. Только если в «Попутчике» это был один герой Хауэра, про которого до сих пор сладостно непонятно, кто конкретно он был (интерпретаций у фильма масса), то у Бигелоу расклад предельно понятен — у неё по пыльным задворкам Штатов шляется группа бессмертных вампиров, которые здесь ведут себя этакой расшалившейся бандой крутых байкеров. Они все в коже, у них при себе пушки и выкидушки, и они всегда готовы к драке. Есть, правда, среди них и девушка в розовом — на неё-то и западает юный ковбой по имени Калеб, главный герой. С этого и начинаются все его неприятности.

Одна из главных прелестей этого фильма — что он сделан с такой очень 80-тнической наивной простотой, которая страшно подкупает. В девушку-вампиршу герой там влюбляется после того, как она вдруг томно выруливает из темного переулка, кушая мороженое (довольно порнографическим образом, надо отметить). Потом он её ловит с помощью лассо (в буквальном смысле) и охмуряет, показывая своего коня (тоже в буквальном смысле). Она его кусает, но кровь пить передумывает, потому что он вроде хороший; из-за этого вампирам приходится его забрать с собой, потому что он теперь сам как бы вампир. Смешно при этом, что слово «вампир» за весь фильм не произносится ни разу. Они там так весело танцуют вокруг этого — в какой-то момент Калеб, поняв, в какой он заварухе, нерешительно спрашивает «Значит, я стану...», но его тут же перебивают, говоря «Ну да, таким, как мы».

Вампиры сами тоже прекрасные — крутые до невозможности, с соответстувющими репликами. Лэнс Хенриксен ходит с шрамом в поллица, ловит зубами нож и в одном моменте выплевывает стрелявшему в него товарищу пулю в ладошку со словами «Держи, на память». Билл Пэкстон корчит из себя комического идиота, бросается шуточками направо и налево и однажды убивает товарища с помощью шпор на сапогах. Есть ещё пухлый мальчик, у которого та же коллизия, что будет потом у Кирстен Данст в «Интервью с вампиром», и ласковая мама, которую играет железная Васкес из «Чужих». (Кэмероновских актёров тут, как видите, вообще полно). При этом с жанровой точки зрения Бигелоу тут работает вообще безупречно — фильм когда впервые смотришь, отчетливо понимаешь, что его много кто из американских режиссеров очень, очень внимательно смотрел. У Тарантино, в частности, невольные цитаты отсюда есть в сценариях и к «Прирожденным убийцам», и к «От заката до рассвета» (этого фильма без «Почти стемнело», наверное, и вообще не было бы). Да и Кэмерон, который, если я ничего не путаю, именно тогда на Бигелоу был женат, тоже явно делал пометки в блокнотике — тут есть сцена с грузовиком, которую он потом довольно обильно цитирует в «Терминаторе-2». А, и ещё тут есть ужасно смешной рецепт от вампиризма — но не буду, пожалуй, рассказывать всё сразу. Должны же и сюрпризы какие-то оставаться, так ведь?

Near Dark

(На YouTube полно версий любимой сцены в баре — но, чёрт, все, как одна, с запрещенным встраиванием. Так что вы сами уж сходите, пожалуйста, и 

, ладно? Это правда лучшая сцена на свете — в принципе, в от «От заката до рассвета» Тарантино с Родригесом пытаются полтора часа перещеголять одну эту сцену, но безуспешно).

С.М.

 

Рекомендуем почитать