Так, а теперь давайте поговорим о выступлениях гостей фестиваля, прошедших во второй день.
Первыми из них выступали регулярные гости «Саянского кольца», прекрасные якутские девушки «Айархаан» под предводительством удивительной Альбины Дегтяревой. Я уже два года назад писал, какое они впечатление произвели на меня в первый раз — и сейчас было не хуже. Причем в этот раз они не только играли на хомусах, но и пели — две первые и последняя вещь были исполнены только голосами, и были весьма прекрасны (особенно последняя — невероятной, неземной красоты пронзительная медленная песня, с которой хотелось не расставаться вообще никогда). Ну, а как они играют на хомусах — это мамочки просто, абсолютно фантастический поток звука. У них потрясающая вариативность — почти невозможно поверить, что всё то, что ты слышишь, делается лишь сочетанием дыхания, голоса и зажатой во рту металлической штуковины. Там в одной вещи был такой приём — они начали просто с шумом вдыхать и выдыхать, и через хомус получались такие жутковатые низкие вибрирующие звуки, очень жуткие и завораживающие. То есть, это тоже всё к вопросу о минимализме — при наличии минимума средств и максимума фантазии можно потрясающих вещей добиваться. Я правда вчера «Айархаан» слушал и думал, что половина авангардистов мира, наверное, радостно закивает, если их услышит. Особенно то посвящение родоначальнику всех коней, которое прозвучало где-то в середине — божественная вещь была.
А потом были «Хуун Хуур Ту». Легендарные тувинцы, поместившие Тыву на карту мировой музыки, они были потрясающе расслабленны — исполняли длинные, бесконечные композиции, уносившие куда-то в космические высоты. Причем вот что занятно — отчасти они играли те же вещи, что и другие тувинские горловики — но именно у них получалось так, что музыка заставляла порой совершенно забывать о том, где ты находишься. Финальная песня тоже была такой, что хотелось её взять в карман и всегда носить где-то у сердца.
Единственной проблемой в их выступлении было вот что — их поставили на вечер субботы, самого массового дня фестиваля, и в это время перед стадионом собралась огромная толпа, жаждавшая, грубо говоря, расколбаса. А им вместо этого вдарили часовым сеансом пусть и волшебного, но всё-таки гипноза. Напомню, в прошлом году в это же время публику рвали на части бешеные Kultur Shock — и народу явно хотелось чего-то такого же. На «Хуун Хуур Ту» реагировали ещё довольно дружелюбно — а вот вышедшим за ним трио «Polaris» повезло намного меньше. Вообще, тут всё прямо сложилось один к одному. После «Хуун Хуур Ту» ЛЮБОЙ исполнитель с более-менее внятным и громким ритмом взял бы стадион просто на раз-два, двумя первыми ударами в барабан — а вышли именно «Polaris», с хрупким, невесомым, авангардным звучанием, построенным на разрозненных и часто совершенно аритмичных звуках. В составе был человек за компьютером и синтезаторами, отвечавший за эмбиентные шумы и разрозненную перкуссию, женщина за синтезатором, звучавшим, как пианино, и наша старая знакомая Альбина Дегтярева с хомусом и голосом.
Музыка у них была совершенно волшебная — странная, хрупкая, неуловимая какая-то, будто постоянно дразнящая обещанием вот-вот соткаться во что-то осязаемое, но упорно отказывающаяся это делать. Абсолютно авангардистская вещь, в общем — и место ей было где угодно, в маленьком уютном зальчике на 50 человек, на крохотной сцене посреди леса, в библиотеке, но уж точно не на стадионе на несколько тысяч человек, мечтающих поколбаситься. Хотя на стадионе такое тоже можно — но только часа в четыре утра где-то, когда уже потихоньку начинает брезжить рассвет. А так получается, что и публике не в радость, и музыкантам тяжело — представьте, как нелегко играть на тончайших нюансах, когда на тебя смотрит несколько тысяч, отчетливо желающих, чтобы ты прекратил. Но они выдержали, довели выступление до конца, молодцы.
А завершали этот день москвичи из «Sangam Project» — но, признаюсь, к этому моменту у меня так устали ноги, а они так бесконечно настраивались, что я решил, что если их первая же композиция не сведет меня с ума от счастья, я пойду завалюсь спать. Минут через 20 настройки они, наконец, заиграли. Не свели. И я пошёл сохранять верность своему решению.
Ладно, впереди последний день (а тут, как назло, дождь начался уже днём, вот чёрт). О нём я вам расскажу, скорее всего, уже после моего возвращения, то есть, где-то во вторник. Оставайтесь на связи, друзья.
Сергей Мезенов
За фото спасибо Сергею Алексееву