Мы как-то немного некрасиво обошли стороной «Тачки-2» — а ведь это «Пиксар», проигнорировать их новый труд совсем было бы как-то невежливо. Так что давайте поговорим о «Тачках-2».
Самый приятный аспект «Тачек-2» — это осознание того, что они там, в «Пиксаре», всё-таки простые смертные. Пусть нам пришлось ждать долгих 16 лет, чтобы они, наконец, оступились (если считать с момента выхода первой «Истории игрушек») — неважно; в «Тачках-2» они сделали именно это. Как только «Тачки-2» объявили, они сразу казались затеей несколько сомнительной. Первые «Тачки» были хорошими, но всё же объективно самыми слабыми в «пиксаровской» колоде — и было не очень понятно, зачем делать продолжение именно им. Вернее, было — «Тачки» стали абсолютным чемпионом среди «пиксаровских» фильмов по продаже сопутствующих товаров, по понятным причинам (как же не упросить маму купить игрушечную машинку из мультика, а?); но об этой причине как-то совершенно не хотелось задумываться.
Готовые «Тачки-2», увы, не предлагают ничего такого, что будет в силах развеять этот первоначальный скептицизм. «Пиксаровцы» тут честно пытаются расшевелить историю — на авансцену выходит другой герой в новой компании, а вместо элегического повествования про прелесть одноэтажной Америки, фильм переключается в режим международной шпионской комедии. Спору нет, история о том, как комический идиот по ошибке оказывается в центре сложносочиненного заговора со шпионами, злодеями и международными интригами освящена киношной традицией — вспомните хоть Пьера Ришара, хоть «Розовую пантеру». И «Пиксар» раскручивает эту историю весело, ярко, с огоньком — «Тачки-2» несутся легко и быстро, не задерживаясь на поворотах.
Но вот в чём загвоздка. Во-первых, вот делайте со мной, что хотите, но деревенщина Мэтр — ни в коем разе не самый интересный персонаж первых «Тачек»; скорее наоборот. Но там в гомеопатических дозах его можно было терпеть — тут же ему вдруг дарят собственное солирующее приключение, чем льстят персонажу сверх всякой меры (это если выражаться вежливо). А во-вторых, и, пожалуй, более важных — в «Тачках-2» впервые в истории «Пиксара» всё мероприятие полностью исчерпывается совокупностью аттракционов.
Раньше у них всегда и везде звучали какие-то важные и зачастую совершенно не детские темы — и в «Вверх», и в «ВАЛЛ-И», и в «Корпорации монстров». Про «Истории игрушек» я вообще молчу — там у них в каждом выпуске прёт натуральная научно-популярная философия в картинках. А здесь — пусто; красиво, бодро, ярко, звонко, но пусто. Ну да, есть смешной сюжет про топливо и как бы магистральный про дружбу — но первый слишком уж пунктирен для главной темы фильма, а второй чересчур дидактично-назидателен; раньше они такого проговаривания не по слогам даже, а практически на пальцах, себе не позволяли.
Тут просится какой-нибудь грустный насупленный вывод, но я пока воздержусь. Первый промах за шестнадцать лет — ещё не трагедия; подумаешь, с кем не бывает. Всё равно пока счёт